←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ: Психология отклоняющегося развития
НА ТЕМУ: “Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития”
Выполнила ст-ка гр 98 ПЕ / 4-01
Корчагина Е.А.
Преподаватель:
РАЗУВАН Е.И.
Москва 2002.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения. Поэтому важной задачей было выявление Уровня математических представлений шестилетних детей с ЗПР к моменту их поступления в школу.
Исследование ставило следующие задачи:
1. Изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
2. Определить эффективность обучения шестилетних детей с ЗПР по программе подготовительного класса в условиях детского сада.
Для реализации первой задачи был проведен индивидуальный констатирующий эксперимент в самом начале пребывания детей в детском саду (сентябрь месяц). Испытуемыми были шестилетние дети, имеющие диагноз “задержка психического развития”, принятые в подготовительный класс детского сада .№ 1371 Перовского района г. Москвы (73 чел.). Для сравнения привлекались первоклассники того же возраста, поступившие в общеобразовательную школу № 151 Ленинградского района Москвы (50 чел.).
При определении содержания элементарных математических знаний у детей мы руководствовались Типовой программой воспитания и обучения в детском саду (М.: Просвещение, 1984).
Детям предъявлялись задания по следующим разделам.
I. Количество и счет
1. Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного:
— считай вперед по одному;
— считай в обратном порядке, до одного;
— считай от двух до шести; от семи до четырех.
2. Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом:
— сосчитай, сколько кругов; покажи четыре круга;
— сосчитай, сколько всего кубиков, покажи шесть кубиков.
3. Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения:
— сосчитай круги сверху вниз;
— сосчитай круги слева направо;
— сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).
4. Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений:
— сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами);
— сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;
— хлопни в ладоши пять раз;
— сосчитай, сколько шагов я сделал до двери.
5. Умение считать по порядку:
— посчитай так: первый, второй...
— покажи первый, третий флажок.
II. Количественные отношения
1. Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше — меньше, одинаково, на сколько больше — меньше:
— где кубиков больше? где меньше? (предъявлялись че ре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елоче]
— чего больше на картинках — яблок или груш? Груш) лимонов? Чего меньше?
— на сколько больше груш, чем яблок?
— на сколько меньше л имонов, чем груш? (см.: стр. 15 ут ника математики для 1-4 классов).
2. Умение уравнивать неравночисленные группы пред тов (4 и 5):
— сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;
— как по-другому можно сделать так, чтобы предметов < ло поровну?
III. Счетные операции
1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, cm ла в пределах пяти, затем — десяти:
— сосчитай, сколько будет:
2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1
2. Умение выполнять сложение и вычитание в преде, 5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее:
3+2 6+3
4-2 8-4
5-3 10-3
IV. Решение арифметических задач
1. На нахождение суммы:
— на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?
2. На нахождение остатка:
— на дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
3. Усложненной формулировки:
— сначала улетели 2 птички, потом 3 птички. Сколько птичек улетело?
При выполнении этого задания детям разрешалось использовать имеющийся перед ними наглядный счетный материал для иллюстрации содержания задачи. В случае затруднений в вычислениях числа в задачах заменялись меньшими (в пределах трех).
V. Размер предметов
1. Овладение понятиями: большой— маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий:
— сравни эти две ленты по длине: какая это лента?
— сравни эти деревья по высоте;
— сравни две полоски по ширине: какая это полоска?
— сравни два круга по размеру...
2. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось показать предмет с заданным свойством:
— покажи высокое дерево; покажи короткую ленту; пока-“и тонкое бревно.
VI. Пространственные представления
1. Умение показать правую и левую руку у себя:
— какая это рука — правая или левая?
— покажи свою правую (левую) руку.
2. Умение показать правую и левую руку у собеседника.
3. Умение ориентироваться на листе бумаги:
—положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
VII. Знание геометрических фигур
1. Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал:
— как называется эта фигура?
В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имевшегося набора:
— покажи треугольник;
— найди, где овал.
VIII. Знание цифр
1. Умение называть цифры в соответствии с порядком чисел:
— какая эта цифра?
2. Умение называть цифры от единицы до девяти и число десять (в произвольном порядке).
3. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой:
— сосчитай, сколько всего треугольников, и подбери нужную цифру (предъявлялись три и семь треугольников).
4. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов:
— подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять? (Предъявлялись цифры 4 и 8.)
Рассмотрим полученные результаты. С какими математическими умениями приходят шестилетние дети с задержкой психического развития в подготовительный класс?
Подавляющее большинство из них правильно называли числа по порядку от 1 до 10 (67 детей, что составляет 91% испытуемых). Из них некоторые воспроизводили числовой ряд только до 10—27 чел. (37%), до 11-15 — 32 чел. (44%), до 20 считали 8 чел. (10%). Лишь шесть испытуемых (9%) не владели умением называть числа от единицы до десяти.
Все нормально развивающиеся первоклассники безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. Многие умели считать и дальше: 36% испытуемых называли числовой ряд до 100. Но лишь половина из них выполняла это задание полностью правильно, остальные допускали ошибки в назывании круглых десятков: “тридцать девять, тридцать десять”, “пятьдесят девять, пятьдесят десять...” Знали последовательность чисел только до 10 — 10% всех испытуемых данной группы, До 20 считали 38% детей.
При пересчете конкретных предметов детям предлагалось показать и назвать итоговый результат, ответив на вопрос “Сколько всего?” Оказалось, что часть испытуемых интересующей нас группы (15 чел. —20%) при названии итога счета показывает лишь последний предмет вместо того, чтобы обвести рукой всю группу, т. е. не отличает процесс счета от его итога. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть шестилетних детей с ЗПР еще не овладела операцией результативного счета, т. е. умением отнести последнее из называемых числительных ко всей совокупности в целом, а не к последнему ее элементу. Среди первоклассников общеобразовательной школы общая ошибка не встречалась.
Известно, что многие дети легко воспроизводят числовой яд от единицы до десяти и дальше, но часто оказываются затруднении при назывании чисел в обратном порядке. Сосчитать от десяти до единицы смогли лишь восемь детей с ЗПР 10% испытуемых), обратный счет от пяти до единицы выполнили 14 детей (20%). Большая часть испытуемых данной группы (51 чел.— 70%) не смогла выполнить это задание. Некоторые дети не понимали его, другие пытались называть числа обратном порядке, но допускали много ошибок, пропуская числа, сбиваясь
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|