Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 



Скачать реферат


результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.

Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

3.Анализ несовершенной поделки.

В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.

4.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения

художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

-оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка;

-по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;

-нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

-оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.

5.Игровые приемы.

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога. Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях. ( )

Остановимся на этапах изготовления изделия.

Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:

1.Планирование труда.

И.И.Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:

-анализ образца;

-определение последовательности операций;

-поиски вариантов решения.

Остановимся подробнее на анализе образца.

Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:

-самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;

-педагогическое руководство процессом восприятия.

Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?"

Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия: (30,с.28)

-Какую геометрическую фору напоминает общая форма предмета?

-Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она, какие свойства имеет?

-Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?

-Помогает ли он выразить красоту предмета?

-Что можно сказать о выразительности фактуры материала?

-Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?

-Определите конструктивное строение предмета. Из каких деталей он состоит? Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично ли связаны между собой детали?

-Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?

Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие. Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства.

Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как обычно получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний.

Это подтверждается учением психологов о том, что:

-определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;

-в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия;

Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения:

- систематическое введение элементов художественного конструирования в уроки;

-создание проблемных ситуаций;

-введение элементов творчества;

Т.о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к. сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

2.Анализ чертежа, выполнение разметки.

В чертеже (следует напомнить об этом детям)заложена красота формы предмета.

При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу -обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы.

Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах:

-на основных деталях изделия;

-на трудовых операциях;

-на технике выполнения чертежа.

3.Обработка материала, монтаж, сборка.

Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.

2.2. Теоретические положения технической эстетики.

Теория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.

Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу.

Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия.

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.

Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.

Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.

Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.

Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:

-объемная пространственная структура и тектоника;

-масштаб;

-пропорции;

-ритм и метр;

-контраст и нюанс;

-симметрия и асимметрия;

-колорит.

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»