Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

←предыдущая следующая→
... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 



Скачать реферат


матовые, ворсовые материалы зрительно увеличивают форму.

Каждая ткань обладает структурой, влияющей на форму изделия. Так называемые «сухие» ткани позволяют создавать устойчивые формы с четкими контурами, рыхлые ткани типа бухле могут создавать неустойчивую, скользящую форму.

Есть ткани тонкие, прозрачные, но обладающие разными пластическими свойствами: капрон создает торчащие, жесткие складки, шифон – мягкие, меняющиеся при движении фигуры. Огромная роль в композиции костюма играет и цветовое решение.

Родственными считаются цвета, которые в своем цветовом фоне содержат один общий основной цвет (красный, желтый или синий). Родственные цвета создают впечатление покоя, удовлетворения. Контрастные сочетания показывают динамику.

Гармонические пары цветов подбираются либо по принципу подобия (родственные цвета), либо по принципу контраста. Неумело подобранные родственные и контрастные цвета «убивают» друг друга.

Белые детали на красном платье приобретают зеленоватый оттенок. Необходимо иметь ввиду, что на светлом фоне все цвета темнеют, на темном – светлеют. При этом чем меньше площадь детали, тем больше она подвержена влиянию соседнего цвета. Родственные цвета сереют один на фоне другого. Правильный выбор зависит и от функционального назначения костюма.

Цвет влияет и на форму. Если форма костюма лаконична, имеет четко выраженное плоскостное решение, то костюм не будет выглядеть мрачным при использовании темно – синих цветов.

При форме костюма с массивными складками из такой же ткани темно – синего цвета, он будет выглядеть как черный. Эта же форма в светлых тонах будет восприниматься иначе.

С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные тона, а для сложной лучше использовать постельные, мягкие цвета.

Уравновешенности цвета можно добиться тремя способами:

-равным количеством главных цветов;

-равной светлотой;

-равной насыщенностью.

Цветовое решение дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д.

Цвет вызывает у человека определенные ассоциации. Приведем таблицу цветовых ассоциаций (13,с.15)

Цвет Характеристика цвета по ассоциации

Теп-лые Хо-лод-ные Лег-кие Тяжелые отступающие Выс-тупающие возбуждающие Угне-таю-щие Успокаи-ваю-щие

Крас-ный + + + +

Оран-жевый + + +

Жел-тый + + + +

Зеле-ный + + +

Голу-бой + + + +

Синий + + +

Фиолетовый + + + +

Пур-пур-ный + + + +

Белый +

Свет-ло-серый +

Темно-серый + +

Чер-ный + +

Художественно – конструкторские знания.

На уроках трудового обучения используются дизайнерские знания, участвующие в эстетическом воспитании учащихся.

Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция , необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

4. Личная направленность.

5. Психологическая структура деятельности.

6. Уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада:

5. Творческое воображение.

6. Зрительное восприятие и зрительная память.

7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.

8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.

Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно – конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.

- Знания свойств материала и элементарной технологии.

- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик

Название теста Цель

1. Ассоциативный тест цветоразличения (по Башаевой Т.В.) Выявить знание о цветовых оттенках

2. Тест цветоразличия (по Чередняковой Т.В.) Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

3. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по Падалко А.Е.) Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень

←предыдущая следующая→
... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»