Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Скачать реферат


красок. Дети узнали, что при смешивании основных цветов можно получить новые цвета -составные.

Дети на уроках убедились как получаются составные цвета путем смешивания.

3.Светлота цвета.

В процессе целенаправленных наблюдений за цветом окружающих объектов живой природы и при рассматривании красочных картинок дети заметили, что каждый цвет имеет светлые и темные оттенки. На уроке дети выполняли коллекцию из цветной ткани, подбирая цвет по принципу светового изменения определенного цвета (красного, синего, желтого). Затем дети составляли коллаж из ткани с учетом оттенков.

4.Теплые и холодные цвета и оттенки.

На уроке дети выполняли аппликацию "Осенний ковер из листьев", используя для этого теплую гамму цветов, и аппликацию "Снеговик", используя холодную гамму цветов.

5.Цветовой круг. Дополнительные цвета.

Учитель знакомит детей с упрощенной схемой цветового круга, в котором цвета в виде спектров располагались в определенной последовательности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Дети называли известные им основные и составные цвета красок, теплые и холодные. Затем внимание было обращено на цвет спектров, лежащих в круге друг против друга(красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый) цвета, которые принято называть дополнительными.

Дети заметили, что при соседстве друг с другом дополнительные цвета дают контрастные яркие сочетания красок и это часто используется в декоративной работе.

Иногда задания были построены так, что работа начиналась на уроке изобразительного искусства, а заканчивалась на уроке трудового обучения.

Это создавало благоприятные условия для развития элементов продуктивного дизайнерского мышления.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ.

Задания и упражнения были составлены с учетом следующих требований:

-соответствие целям и задачам трудового обучения, его программному содержанию;

-постепенное усложнение заданий и упражнений;

-характер заданий заставляет обратить внимание на композиционную целостность, функциональность(степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия) технологичность( лаконичность конструкции, адекватность способов работы),единство предмета и среды(стиль) ;

-разнообразие форм и методов организации обучения.

Мы предлагаем следующую систему упражнений во втором классе:

1.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

2.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая ритмично.

3.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая ритмично.

4.Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.

5.Использование знаний о контрастном сочетании цветов при изготовлении изделий.

6.Закрепление понятия "симметричность" и "асимметричность" при изготовлении аппликации.

7.Создание вещей определенного настроения (новогоднего) 8.Упражнения на формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры.

9.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление функции предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.

10.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не существующих предметов.

11.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по художественным особенностям деталей к ансамблю предметов.

12.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах (комплексная самостоятельная работа).

Одним из аспектов формирующего эксперимента является последовательная организация эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления.

Организация эстетико-педагогических условий началась с учебно-дизайнерских условий, создающих объективную среду, способствующую развитию творческого мышления. С педагогической точки зрения, утилитарная организация школьного пространства предполагает создание окружающей учебной среды, удовлетворяющей психо-физиологическим потребностям детей в соответствии с эргономическими требованиями. Участие детей в организации учебно-дизайнерских условий идет по следующим направлениям:

-создание и оформление предметов классного интерьера;

-изготовление декораций и костюмов к празднику.

Социально-эмоциональные0 условия строятся на взаимоотношениях, которые переносятся и на взаимоотношения детей между собой. Главным акцентом является педагог, обладающий духовной гармоничностью (добротой, порядочностью, тактом, честностью, эстетическим отношением к действительности, эстетическими убеждениями, вкусом, высоким уровнем интеллекта, артистичностью, творческим мышлением и т.д.)

Кроме этого, учитель устанавливает демократический стиль общения, приближенного к взаимоотношениям матери и детей, строящегося на любви, ласке, доверии, взаимопонимании.

Это способствует установлению тех показателей, которыми характеризуется эмоциональная комфортность каждого ребенка, чувства защищенности, уверенности в себе и поддержка других, творческая свобода. Социально-эмоциональные условия обеспечивают отсутствие в детском коллективе серьезных конфликтных ситуаций, враждебности, агрессивности и сохранение долгих дружеских отношений в классе и с педагогом.

Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов педагогической деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ФОРМИРУЮЩЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ.

В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-педагогических условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно способствовали расширению диапазона деятельности различных процессов и видов творческого мышления, т. е, его развитию

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхлждения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

В классе царила атмосфера сотрудничества в ходе выполнения коллективных и совместных с родителями творческих работ. Дети понемногу приучаются работать парами, группами, выполняют коллективные работы. Поскольку самостоятельное распределение деятельности в коллективе-одна из самых больших трудностей, учитель вводит детей в совместное творчество постепенно. В этом смысле даже механическое соединение разрозненных композиций на этапе их итогового просмотра имеет большое значение. Такой прием можно использовать, в частности. соединяя в один большой ковер кусочки "отдельных ковров осенних листьев"

В ходе исследования предусматривались задания. Связанные с обогащением чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений. Их обогащение через целенаправленное визуальное восприятие-один из главных компонентов нашей программы.

Серию уроков проводили под девизом "Готовимся к встрече Нового года".Но изготовление новогодних поделок отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и предметов оформления используются для включения некотрых дизайнерских идей: прежде всего той,что вещи имеют характер и настроение; это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью специфических материалов и способов работы.

Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем основываются процессы творческого дизайнерского мышления.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения ребенка в школе.

В нашем исследовании мы на практике использовали программу раздела для 2 класса.

Данная программа, разработанная и частично опробированная на практике опирается на следующие принципы, обоснованные Н.М.Конышевой.

Программа по трудовому обучению.

(основы дизайнообразования).

Принципы построения программы:

1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-психологической и социально-исторической информативности

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»