Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Целостный процесс приобщения младших школьников к интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в области дизайна

создает реальные предпосылки для формирования у них духовной потребности в гармонической предметной среде и формирует возможности для создания такой среды.

2.Сформированность дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста связана со сформированностью его компонентов: рациональности, целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к проектированию.

3.Выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления (стихийное, элементарное, системное), определена их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.

В целях локализации предмета исследования и определения его научно-теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.

В изученной литературе можно условно выделить несколько основных групп вопросов, касающихся различных сторон избранной проблемы.

В философском плане вопросы художественного творчества рассматривались в работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана, Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.

Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)

художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М.Зубарева, А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)

Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.

ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?

В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:

-восприятие и память;

-мышление;

-воображение и новизна;

-интуиция;

-потребность в самовыражении, самостоятельность;

-эстетические и морально-этические качества личности.(15,с.34)

Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.

Обратимся к определению понятия "мышление"

Леонтьев А.Н. говорил, что мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты

Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. (15,с.49)

Педагогический словарь дает такое определение: мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. (49,с.56)

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности.(20,с.43). Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. Его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:

1.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.

2.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

3.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

.Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу.Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью (у гештальтистов - это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др. )

В трудах отечественных психологов вопрос о продуктивности мышления и о его соотношении с репродукцией нашел свое научное освещение с позиций диалектического материализма. Продуктивность выступает в них как наиболее характерная, отличительная черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается диалектическая, противоречивая связь ее с репродукцией.

Процесс поиска новых знаний протекает скачкообразно; в нем используются как алгоритмические, так и эвристические приемы. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами, которыми располагает субъект. Хотя мыслительные процессы всегда уникальны, в них возможно выделение общих черт. Рассмотрим это на примере этапов разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Рассмотрим этапы разрешения проблемной ситуации.

-осознание проблемной ситуации;

-выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

-ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, структур, опыта, соответствующего задаче)

-появление гипотезы;

-проверка гипотезы.

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным.

Новизна проблемы диктует своеобразный путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, "поисковых" проб, большую роль содержательного анализа проблемы.

В этом процессе, наряду с словесно-логическими, хорошо усвоенными обобщенными, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связей, новых форм психической саморегуляции, свойств

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»