Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Скачать реферат


вежливостью, доверием, радостью общения, честностью ми так далее.

Теория коллективного воспитания, стиля и тона коллектива глубоко разработана педагогом А.С. Макаренко. Он выделил несколько признаков стиля детского коллектива, способного решать любые воспитательные задачи:

1. Мажор: постоянная бодрость, готовность к действию, радужное, веселое, мажорное настроение.

2. Ощущение собственного достоинства каждого ребенка

3. Идея защищенности от насилия, самодурства, издевательства

4. Способность к торможению

5. Красивый внешний облик коллектива: цвет, костюмы, чистота комнат, обуви.

Наибольшую сложность вызывает создание второго и третьего признаков стиля коллектива. В результате этого, учитель начальных классов вынужден выполнять в коллективе компенсаторную функцию, создавая такую атмосферу, которая способствует снятию стрессовой ситуации и сохранению чувства собственного достоинства каждого ребенка.

Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в классе, субъективно-объективные условия включают и другие факты учебно-воспитательного процесса.

Более четко отражают субъективно-объективные факторы, способствующие формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги О.С. Богданова и В.И. Петрова создание на уроках, в учебном процессе, обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение от решения новых познавательных задач;

-активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают как соучастники добывания новых знаний;

-включение школьников в разнообразные виды психической деятельности, где развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера психики, познавательные процессы и интересы;

-осуществление разнообразных форм взаимодействия программного материала с личным опытом ребенка, окружающей жизнью.

Вышеперечисленные педагогические условия активизации познавательной деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, которые можно отнести к субъективно-объективным, создаются непосредственно в учебно-воспитательном процессе, в школе.

Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития творческих способностей надо начинать задолго до поступления ребенка в учебное заведение.

В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения:

-ранее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления;

-окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали его разнообразную творческую деятельность;

-максимальное напряжение сил, которые вытекают из самого характера творческого процесса;

-представление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, чередовании дел, продолжительности занятий;

-ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого.

Итак, вышеперечисленные факторы, составляющие часть субъективно-объективных условий, касающиеся развития творческого мышления посредством создания соответствующих эмоционально-психологической комфортности учащегося во время учебно-воспитательного процесса, можно определить как социально-эмоциональные условия.

Создание данных условий основано на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества атмосфера коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без которых не обходится формирование ни с одного психологического и интеллектуального процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов и подразделяются на следующие группы:

-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный метод (рассказ, лекция, объяснение и так далее)

-репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике

-проблемное изложение изучаемого материала

-исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И. Махмутов классифицировал методы по трем основаниям: общие методы обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, программированный; методы преподавания – информационно-сообщающий, объяснительный, интуитивный, стимулирующий, побуждающий; методы - исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность педагога и деятельность ученика, раскрывая весь спектр методологической деятельности.

К методам, преложенным Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым, направленым на активизацию учебно-познавательной деятельности на протяжении всего учебного процесса, можно добавить еще несколько методов организации и осуществления творческой деятельности:

-индивидуально-личностного творческого примера педагога, так и других окружающих ребенка людей;

-иллюстративно-эвристический метод, когда рассказ, демонстрация картин, лекция и так далее, преподносятся не педагогом, а учеником для объяснения и доказательства индивидуального решения творческой задачи;

-синтетической деятельности по единовременному восприятию слуховой, зрительной, осязательной и так далее информации по созданию ассоциативных –синтетических образов;

-психологического тренинга;

Специфика функционирования творческого мышления требует, помимо общепринятых, использование соответствующих специфических форм организации деятельности по развитию данного процесса.

К традиционным формам, способствующим развитию творческого мышления у младших школьников в учебно-воспитательном процессе относятся: урок, экскурсия, факультативы, домашняя работа, формы внеклассной работы, студии, конкурсы, концерты. Кроме перечисленных, возможно целесообразно использование таких форм организации деятельности, которые нацелены непосредственно на развитие творческого мышления. Это может быть миниурок /5-10 минут/ творческого фантазирования, уроки-подсказки, уроки-диспуты, музыкальные, художественные, театральные гостиные, театрализованные представления, дидактические, ролевые, развивающие творческое мышление игры.

Обобщая вышеуказанные факторы объективно-субъективных условий, отметим, что данная группа включает в себя, с одной стороны стиль общения педагога с учениками, тон коллектива, предполагающий наличие творческой атмосферы в классе - социально-эмоциональных условий; с другой стороны - разнообразие форм и методов работы, нацеленных на развитие творческого мышления у младших школьников - условия которые можно сформулировать как эвристико-дидактические.

Безусловно, данные условия вытекают непосредственно из учебно-дизайнерских, так как творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического содержания окружающей среды, стимулирующий творческий потенциал.

Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей - продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного, творчески стимулирующего материала.

Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов работы включается в эстетическое содержание учебно-воспитательного процесса, которые характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации.

Данное содержание учебно-воспитательного процесса предполагает создание эстетических продуктов деятельности, побуждающих к дальнейшей творческой деятельности.

Эстетическое содержание продуктов деятельности определяется новизной оригинальностью, гармоничностью, использование различных выразительных средств композиции, закономерностью, целостностью, оптимальностью, логичностью, и другим в зависимости от вида творческой деятельности и специфики ее продукта. Творческие характеристики атмосферы коллектива, форм и методов педагогической деятельности являются показателями того, что социально-эмоциональные и эвристико-дидактические условия становятся не просто педагогическими, а эстетико-педагогическими, так как творчество - есть одна из категорий эстетического, изучающего общие законы творческой деятельности; данные же условия не только повышают эффективность учебно-воспитательного процесса по усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и способствует эстетическому воспитанию по формированию эстетических качеств, лежащих в основе развитой творческой личности.

Следующая группа условий, обозначаемая в педагогике как объективные условия, заключается в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические качества окружающего мире. Их называют учебно-дизайнерскими.

Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую организацию физической и предметной школьной среды.

В убранстве интерьера больше значение имеет цвет. Можно с большим художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо контрастные цветовые сочетания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»