←предыдущая следующая→
1 2 3
РЕФЕРАТ
Тема:
«Экологическое воспитание в детском саду»
Написан:
Воспитателем
Зайчик И.Н.
Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная про-блема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой те-мы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерстве-ла и не хочет рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыс-лию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что порази-тельно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с зем-лей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказы-вают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Де-тям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бескон-трольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погу-бить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образо-вание людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования эко-логической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отно-шения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к сво-ему городу, селу, где человек родился и живет.
* * *
В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и про-исшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше бо-гатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными от-ходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транс-портные пути, поля от разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует под-ходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмот-рительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разо-ришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях забо-ту.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пус-тырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, по-могают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свой-ства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необ-ходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способ-ны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных ка-чествах.»
А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?
В старшей группе представления детей о природных явлениях в не-живой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавли-вать взаимосвязь между ними.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и са-мая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодей-ствиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимо-действии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отра-жают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, не-возможным полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обра-щая внимание на их связи;
II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. вни-мание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строят-ся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми измене-ниями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интере-суют при знакомстве с природой, прежде всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естествен-ных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитате-лях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зо-нах отдыха, на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:
1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.
3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведе-ния в природе.
4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древес-но–кустарниковых растений, цветов.
5. Участок для труда. Это может быть специально оборудован-ный уголок.
6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.
В каждой возрастной
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|