Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание в начальной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе".

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ и учебников природоведения отличных от традиционных. А.А.Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4 классы).

В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом.

Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о нем говорилось ранее), "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", "Будем беречь здоровье" и завершающий раздел "Что такое экология".

Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться наиболее любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того, что экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что такое экология" сделана попытка представить экологию в концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается на всех уроках, начиная с первого); идея экологической целостности природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы); идея единства природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы здоровья).

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

§ 2.Игра как средство экологического воспитания.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно¬сти и поэтому является универсальной. Особен¬но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную рабо¬ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ¬ственности за состояние родной природы.

В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного увле¬чения массовыми играми в ущерб другим фор¬мам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель¬ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натура¬листической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карна¬вал и др.). Содержание натуралистических празд¬ников может быть различным, но принципы ор¬ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все¬стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на¬долго запечатлелся в памяти всех его участни¬ков. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж¬на проходить через композицию всякого нату¬ралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовитель¬ной работы праздника. В ходе подготовки на¬до стимулировать творческую инициативу, наход¬чивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения праздника, раз¬рабатывает задания и поручения отрядам, звень¬ям, бригадам. Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя ребячью инициативу, незаметно “по секрету” помогают воспитанникам.

Ключ к успеху праздников — в преодоле¬нии формализма и штампа в их проведении. Рекомендуем смелее импровизировать, вводить в программы тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления, ше¬ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать

импровизированное самодеятельное творчество зрителей. В эти дни можно провести темати¬ческие линейки (“Береги природу, человек)”, “Бойтесь, люди, остаться одни!”) или митинги (“Осторожно — природа!”, “Планета у нас од¬на”), спецвыпуски радио и стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, ми¬ниатюр о полюбившемся уголке природы, тру¬довые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.

Заслуженной популярностью у ребят поль¬зуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ¬ляя собой сплав традиционных викторин, раз¬личных соревнований, выступлений. Так, тур¬нир знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего зна¬тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков “Природоохрани-тельные знаки” (командам предлагается нарисо¬вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тро¬пе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто¬рой, вторая — третьей и т. д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при¬роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред¬ставителе флоры или фауны, попавшем на стра¬ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и -такие темы: “Самый кра¬сивый уголок нашего края”, “Удивительное ра¬стение (животное)”, “Очевидное — невероят¬ное” и т.п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать назва¬ния животных в том порядке, в каком звуча¬ли их голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). 7. Конкурс на лучшую инсцени¬ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первен¬стве определяют по итогам турнира в целом.

Всегда с большим успехом проходит в лагере конкурс научно-фантасти¬ческих проектов по охране окружающей среды. Школьникам среднего возраста можно предложить такие темы проектов: “Земля запо¬ведная”, “Как сложатся взаимоотношения чело¬века и природы в будущем”, “Планета Земля в 3000 г.”, “Животный мир других планет”. Школьники старших отрядов обычно работают над более сложными темами: “Наше будущее — земля, океан или космос?”, “Энергия солнца — людям”, “Освоение солнечной системы”. Очень важно, чтобы защита проектов проходила в доб¬рожелательной обстановке с соблюдением рег¬ламента: защита проекта — до 7 мин, выступ¬ление “оппонента” — 5 мин, высказывания других участников — 2 мин. Такой регламент необходим, чтобы обсуждения не затянулось. После выступлений — ответы авторов проектов на вопросы слушателей, членов жюри, “оп¬понентов”.

В условиях лагеря желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично вклю¬чать в экскурсии, прогулки, в кружковые за¬нятия. Удачным сочетанием игровой и познава¬тельной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.

Научить ребят распознавать деревья и кустар¬ники можно в игре “Юные дендрологи”. Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развеши¬вают на деревьях и кустарниках, которые по¬требуется определить. Участники игры разбива¬ются на команды по 5 человек, получают маршрутные листы с указанием исходного и ко¬нечного пунктов, направлением движения, а так¬же номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свобод¬ное место для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать список ви¬дов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся). /

По мере выполнения задания команды сда¬ют маршрутные листы членам жюри. Жюри от¬мечает время, проверяет соответствие назва¬ний растений их номерам и подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о биологических особенностях деревьев и кустарников

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»