←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Студентка V курса
факультета биологии
Елена Ивановна Саблина
Экологическое воспитание учащихся
начальных классов сельской школы в
процессе кружковой работы
Дипломная работа
Руководитель:
к.п.н., доцент
Бобылева Людмила Дмитриевна
Мичуринск, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 7
1.1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ. 7
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 19
1.3 ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 23
1.4. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 26
ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 30
2.1. КРУЖКОВАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 30
2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» В ПЕРЕХВАЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДАНКОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
ЛИТЕРАТУРА. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ. 64
Введение.
Проблема экологического воспитания является в на-стоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди кото-рых важнейшими являются:
принятие практических первоочередных мер по вы-ходу из кризиса;
воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Пра-вительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улуч-шению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспита-ние школьников определяется как приоритетное направле-ние работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в тео-рии и практике современной школы.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чув-ства и ум развиваются соответственно тому, какой харак-тер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школь-ного обучения, когда стихийные знания о культуре взаи-моотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована го-товность к правильному взаимодействию с окружающей при-родой. Она включает: эмоциональную сторону восприим-чивость к миру природы, чувство удивления, восторженно-сти, эмоционально-положительное отношение к ее объек-там, мотивам поведения, деловую готовность возмож-ность реализовать свои знания в разнообразных нестан-дартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участ-вовать в альтруистической деятельности, зачатки «внут-ренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллек-туальную готовность определенный уровень информиро-ванности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «зна-ния-отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процес-сом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Особенности формирования у младших школьников люб-ви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и дру-гих. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принци-пы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологиче-ского находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городец-кой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
Психолого-педагогическое обоснование нашей пробле-мы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
О значении краеведческого материала в воспитатель-ной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы эко-логического кружка для младших школьников.
Нашей проблемой стало выяснение педагогических ус-ловий формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая ра-бота с младшими школьниками по экологическому воспита-нию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры уча-щихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по про-блеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка.
В ходе работы использованы следующие методы:
анализ научной, методической и популярной лите-ратуры;
обобщение и анализ опыта работы учителей;
анкетирование;
статистическая обработка данных.
Исследование проводилось в 2 этапа:
1) 1997-98 учебный год. Определение проблемы, гипо-тезы, изучение литературы, разработка и проведе-ние констатирующего эксперимента.
2) 1998-99 учебный год. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы.
Исследование проводилось в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области.
Глава I. Теоретические основы экологического
воспитания младших школьников.
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гу-манизма, любви, сострадания, бережного отношения к род-ной земле.
По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности про-блема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими гло-бальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее ис-токи в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанно-стей и правах человека.
В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпри-нимались попытки построить содержание образования с по-зиции космоземного всеединства.
Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус по-лучает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в приро-ду, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чу-дачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, мак-симально приближенных к природе к принципу природосооб-разности. А. Дистервег добавляет принцип культуросооб-разности. К.Д. Уминский реализовал принцип природосооб-разности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анато-мии, физиологии, психологии, другое в приближении со-держания и организации педагогического процесса к при-роде, третье в организации воспитания на народные традиции и обычаи. Л.Н.Толстой считал совершенной само-развивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, ус-матривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся со-ветские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Су-хомлинский не мыслили себе организации здорового и це-лесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Су-хомлинский
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|