←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
действовать
Формы органи-зации
Участие в ОПТ по защите, уходу, улучше-нию природной среды, пропа-ганде идей ох-раны природы.
Прогнозирование вариантов послед-ствий Принятие решений Выбор способа дей-ствия
Утренник «Мир вокруг нас»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в при-роде, с воздушным, водным океанами, с зеленой странич-кой жизни – живой природой, с влиянием человека на воз-дух, воду, растения, животных и сохранением нашей пла-неты чистой и здоровой.
Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово ат-мосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, зане-сенных в Красную книгу нашей страны.
Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Со-ловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас //Начальная школа. – 1993. -№9. – С.40-42. 3. Афанасье-ва Е. Экология не знает границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-31.
Ход занятия.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала по-смотрите в центр круга. Что здесь изображено?
- Грустный человек.
- А почему он грустный? (Ответы детей)
- У нас оказались разные мнения.
Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.
Роли корреспондентов заранее распределяются между уча-щимися.
Первый корреспондент:
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показыва-ет). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздуш-ном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)
- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызыва-ют болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)
Рассмотрите схему.
- От чего загрязняется воздух?
- Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?
- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по ох-ране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
Первый корреспондент.
- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вме-сте с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших горо-дах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голу-бое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент.
- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музы-ку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слу-шать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в на-ше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. из-дают такие сильные звуки, от которых люди могут забо-леть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (по-казывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны му-зыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спо-койный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого по-ля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Конечно это вода.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.
- Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с во-дой?
1) Вечером на землю слетает,
ночью на земле пребывает,
утром опять улетает.
2) Над рекою, над долиной повисла
белая холстина.
3) Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе.
4) Меня ждут, не дождутся, а как
завидят – разбегутся.
5) На дворе переполох, с неба
сыплется горох.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океа-не вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нуж-на пресная вода и она должна быть чистой. Про какую во-ду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж мно-го, ее надо беречь. А как?
(Ответы детей)
- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязните-ли. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера раз-личный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в на-шу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комби-нат, химический завод, животноводческие фермы). Смо-жем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш чело-вечек улыбнулся?
- Что надо сделать? (Ответы детей)
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все грязные пятна!
(Убирает)
учитель.
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)
- Она зеленая потому, что основу живой природы состав-ляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, ки-слород – всем живым существам.
- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых оста-лось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте поду-маем.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
|
|