←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
поду-маем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)
Появляется плакат.
- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)
- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)
- Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)
- Главное правило – не ловить никаких животных, не пу-гать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)
Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Просьба.
Н.А. Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчез-ли с нашей планеты или находятся на грани исчезнове-ния. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.
- А каких вы можете назвать животных или растений, ко-торые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ учителем некоторых видов редких растений и живот-ных.
Учитель.
- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охра-не, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах при-роды.
- Что такое природа? (Ответы детей)
- Что природа дает человеку?
- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)
- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего че-ловечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хо-рошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо бе-речь.
Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».
Цель: учит работать с дополнительной литературой, отби-рая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елоч-ка», рисунки съедобных и несъедобных грибов, 2 корзин-ки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука, разрезан-ные портреты редких животных, сарафаны для сценки, ри-сунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Литература:
1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная шко-ла. – 1996 -№6. – С. 56-58.
2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.
3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная промышленность, 1987. 48 с.
4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991. -№11. – С. 49-52
Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путеше-ствие: «По лесным тропинкам».
1. Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 го-да, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в те-чении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - гото-вая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, мас-лята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и от-дыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий. Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки со-брать портрет редкого животного (по 1 человеку от ко-манды)
Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.
Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождествен-ский.
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подхо-дят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
|
|