Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Скачать реферат


выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное на-звание - плентрантус. Утверждают, что это растение вы-деляет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ картинки). Листья этого растения выде-ляют душистые вещества, которые освежают воздух в ком-натах, очищают его от вредных примесей.

- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные рас-тения в жизни человека? (Ответы детей).

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно краси-вых цветков.

Тема. Экологическая тропинка для младших

школьников кружка “Юный эколог”

Цель: создание оптимальных условий для воспитания эко-логически грамотных людей, формирование высокой эколо-гической культуры поведения в природной среде.

Оборудование: схема маршрута экологической тропинки, заранее приготовленные щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов, мухомора, рисунки луговых цветов.

Литература:

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведе-ния экскурсий на водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.

2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.

3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.: Педагогика, 1983. - 232с.

Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших школьников” была разработана схема маршру-та.

Схема представлена ниже.

Первая остановка - Руку дружбы - природе.

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея парка). Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

- Прочитайте текст на щите, а в последующей беседе выясняется, насколько он им понятен.

Содержание первого текста таково:

Информационный щит 31.

Ребята! Сейчас вы пройдете по природной тропинке. Прой-дя по ней, вы узнаете много интересного о природе наше-го края: о деревьях, кустарниках, травах; о зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Р. Рыленков.

На этом же щите размещен план тропы со стрелками – ука-зателями. Рассказ учителя об объектах, расположенных на первой остановке

- Назовите известные вам деревья, кустарники, травы? (Ответы детей)

- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Так, например, под землей находятся много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибни-цы, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся так-же земляные черви. Они рыхлят почву, они перемещают перегной и делают ее более плодородной.

- На поверхности земли растет мох и травянистые расте-ния. Здесь лесное население более разнообразное. Пря-мо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги мед-веди, роют норы лисы и другие звери, и насекомые.

- На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дуп-ла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше совы. На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов.

- Ребята, а если я захочу запечатлеть какого-либо зверька, птицу или цветок? Что мне для этого нужно?

- Какая охота разрешена в любое время года? (Ответы де-тей)

- А сейчас мы поиграем.

Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учи-тель назовет какое-нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с опущенными руками, назовет травянистое растение (напри-мер, кислицу), дети должны присесть. Учитель перечисля-ет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыш и т.д.

- Ребята, а как человек использует растения для своей жизни? (Ответы детей)

- А сейчас я загадаю вам загадки:

Что это?

Землю пробуравил

Корешок оставил

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся? (Гриб)

Действительно, лес нам дает очень много разных вкусных грибов.

Что же это за грибы?

1) Золотистые…

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносит лето.

(Лисички)

2) Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застегнутые тучкой. (Опенки)

3) Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

4) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я - … (Подосиновик)

- Ребята, а как все эти грибы можно назвать одним сло-вом?

(Съедобные)

- А вот, послушайте такую загадку:

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда негодной. (Мухомор)

- А что это за гриб? (Ответы детей)

- Должны ли люди уничтожать мухоморы? (Ответы детей)

Мухоморы питаются многие дикие животные и человек дол-жен бережно относиться к этому красивому грибу.

Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса и парки, растить новые леса и аллеи!

Вторая остановка. У истоков старины глубокой. Посе-щение Христорождественской церкви.

В 1483 году в устье реки Перехвалки образовалось селение Романцево, в котором была маленькая деревянная церковь, а служил в ней поп Иван. Но вскоре жители этого села переехали через вал и образовали село Пере-хваль. В 1900 году по проекту Николая I была построена Христорождественская церковь (Пристольный праздник Рож-дество). Церковь действовала до 1930 года, а в 1930 го-ду поп был арестован на семь лет. После этого церковь не работала. Кроме церкви здесь было 2 часовни. В на-стоящее время часовни не сохранились. Рядом с церковью – кладбище, оно было огорожено каменной стеной. В 1930 г. стена была разрушена, надгробные плиты уложены в пруд, который находится рядом церковью. Церковь имела большое количество икон, многие из которых сохранились до настоящего времени. Церковь требует реставрации, это памятник истории нашего села.

Третья остановка.

Домашние животные и природа.

- Ребята, мы подошли к животноводческой ферме. Роль до-машних животных в жизни человека велика. Животные да-ют человеку продукты питания. Какие продукты питания дают нам домашние животные? (Ответы детей)

От животных мы получаем не только мясо, но и шерсть (овцы, козы), яйца (куры) и т.д. Наша ферма расположе-на недалеко от речки Перехвалки.

- Могут ли влиять вредные вещества фермы на обитателей речки? Как? (Ответы детей). Вредные вещества, которые поступают с животноводческой фермы губят речных оби-тателей речки? С каждым годом здесь уменьшается число различных видов рыб, других речных обитателей. А как же остановить дальнейшее загрязнение речных вод?

Чтобы очистить сточные воды, необходимо построить очи-стительные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные приме-си, а чистая вода поступает в водоем.

- Ребята, как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности? (Ответы детей).

- На берегу большой реки

Пчела ужалила медведя

прямо в нос.

Ой- ой –ей –ей!

Взревел медведь.

Сел на пчелу и начал петь:

«Землю обмотали, землю обмотали.

Тоненькие нити, тоненькие нити.

Из зеленых рек, из зеленых рек

Совершите чудо, совершите чудо,

Руку протяните, руку протяните -

Зеркало природы не должно тускнеть!

Четвертая остановка.

Дети - дозорные природы.

Информационный шит:

Природа дает человеку все необходимое для его жиз-ни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные лары мы от-даем природе свою любовь и защиту. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: Дети - друзья, защитники и дозорные природы. Нельзя ломать деревья, кустарники вытаптывать траву. Не срывай цветов, расту-щих в лесу, в поле, на лугу, около речки; пусть ими по-любуются другие люди.

Не убивай змей, лягушек, жаб они приносят пользу.

Мы находимся на берегу маленькой речушки Перехвал-ки. По берегам нашей речки растет рогоз (показываю уча-щимся). Это травянистое многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Его цветки собраны в початки и располагаются на побеге, отличаются черновато-бурым цветом. Такие початки мы часто

←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»