Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


Су-хомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и ра-ботой над гармонизацией нарушенной биосферы.

В настоящее время работа над проблемами экологиче-ского воспитания продолжается. Ряд исследователей, от-мечает, что нередко экологическое воспитание осуществ-ляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить о формирова-нии экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что эко-логическая культура  научно-технический прогресс и экологическое образование (Советская педагогика-1985-№ 12-С 10-12) утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования;

формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окру-жающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпо-сылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Ми-ронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого ка-чества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного  это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и уме-ниями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

 культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологи-ческих условий жизни, объекту эмоциональных, в том чис-ле и эстетических, переживаний. Успешность этой дея-тельности обусловлена развитием нравственных черт лич-ности по отношению к природной среде на основе формиро-вания умений принимать альтернативные решения;

 культуру труда, формирующуюся в процессе трудо-вой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении кон-кретных дел в различных областях природопользования;

 культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преоб-разованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

 интерес к природе;

 знания о природе и ее охране;

 эстетические и нравственные чувства к природе;

 позитивная деятельность в природе;

 мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура как качество личности долж-на формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном воз-расте, являются:

 семья;

 детские дошкольные учреждения;

 школа;

 внешкольные воспитательные учреждения;

 средства массовой информации;

 самовоспитание.

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школь-ного возраста играет школа, организующая прогресс фор-мирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами про-цесса экологического воспитания являются:

Цели, принци-пы, за-дачи Со-дер-жа-ние Мето-ды, формы, сред-ства Ус-ло-вия Ре-зультаты Цель

Основным компонентом любого процесса является це-леполагание. А.Н. Захлебный1 считает, что целью экологи-ческого образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечи-вающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, фор-мирование экологической культуры И.Т. Суравегина1 опре-деляет цель экологического образования как «формирова-ние ответственного отношения к окружающей среде, кото-рое строится на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природо-пользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

 развитие умений воспринимать окружающий мир по-средством орган чувств и направленного интереса и спо-собности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

 обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

 воспитание эстетического и нравственного отноше-ния к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева2 выделяет ряд основополагающих принципов:

1. Междисциплинарность:

 экологизации предметов, т.е. внедрение экологи-ческих идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;

 интегрированные экологические модули. Комплекс-ные межпредметные знания экологического содержания.

2. Единство познания, переживания и действия:

 целостные ориентации личности;

 мотивы деятельности;

 природоохранная деятельность.

3. Педагогическое целенаправленное общение школьни-ков с окружающей средой (природой).

4. Взаимосвязь глобального, национального и локаль-ного (краеведческого) уровней экологических про-блем.

5. Принцип альтернативности и прогностичности.

Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспи-татели ставят перед собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами созна-ния: научной, идеологической, художественной, нравст-венной, которые составляют основу научного мировоззре-ния. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер1 счита-ют, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об экологических проблемах совре-менности и путях их решения; развития системы интеллек-туальных и практических умений по изучению, оценка со-стояния и улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привы-чек экологически целесообразного поведения и деятельно-сти, здорового образа жизни; стремления к активной дея-тельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоцио-нального (отношение к природе как универсальной ценно-сти), нравственного(воли и настойчивости, ответственно-сти) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1 считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формиро-вание потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимо-сти сбережения природы, заботы о сохранении своего здо-ровья и здоровья других людей как общественной ценно-сти; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Воспитательные задачи тесно связаны с образова-тельными, которые включают формирование:

1. Системы научных знаний о единстве человека, об-щества и природопользования как материальной осно-вы научно-технического прогресса.

2. Системы идеологических, нравственных и эстетиче-ских ценностных экологических ориентаций.

3. Умений использовать моральные и правовые принци-пы, нормы и правила экологически грамотного отно-шения к окружающей природе в реальном поведении.

4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельно-сти.

И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей эколо-гического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятель-ности в ней человека, об экологических проблемах и пу-тях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.

Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического обра-зования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навы-кам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического от-ношения к действительности, нравственного самосовершен-ствования.

А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке эколо-гической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспи-тания.

По существу, это предполагает построение модели экологического образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»