Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


которые опреде-ляют отношение человека к природе, что показано в схеме 1. (Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный пред-ставляет примерную модель формирования ответственного отношения к природной среде.

Модель состоит из четырех блоков. И первом — на-званы важнейшие факторы, которые определяют формирова-ние свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов установ-лено, что любому действию человека должно предшество-вать образование двух психологических феноменов — го-товности и способности действовать. Очевидно, ответст-венное отношение к природной среде обусловлено образо-ванием таких свойств личности, как готовность и способ-ность к практическим действиям по ее бережному исполь-зованию, Защите и улучшению. Готовность действовать оп-ределяет психологическую установку человека к соверше-нию того или иного поступка и, как свойство личности, развивается под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды. По-требности в ценностные ориентации выступают мотивацион-ной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки.

Понятие «ответственность» предполагает необходи-мость за что-то отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно развивать ак-сиологические знания о тех объектах и процессах в окру-жающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все многообразие предметов че-ловеческой деятельности, общественных отношений и вклю-ченных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей или объектов ценностного отноше-ния. Для решения задач экологического образования осо-бое значение приобретают ценности: экологическое каче-ство окружающей человека среды (естественной, преобра-зовательной, искусственной), природные ресурсы и изде-лия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие разнообраз-ные потребности человека (и общества): практические, познавательные, эстетические, нравственные.

Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведе-ния) к природной среде. Идеал выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал отношения к природе — это поведение, при котором гармонически соче-таются общественные и личные интересы. Гуманизм — ха-рактерная черта идеала поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к общественным потреб-ностям. Из идеала выводятся требования общества к лич-ности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков. Развитие у школьников оценочных суждений вы-ступает важным фактором в воспитании готовности и спо-собности действовать по зашите природной среды. Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного мира, интересов, потребностей, целей лично-сти. Моральная ответственность — сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения, ко-торые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами поведения человека. В нравственном убеждении принято различать: познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализо-вать его в своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими знаниями. Для соверше-ния ответственного поступка необходима сформированность и такого свойства личности, как способность действо-вать. Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю, настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в конкретных ситуациях и разных сочетаниях.

Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств лич-ности ученика в конкретных видах деятельности и поведе-ния. Об ответственном отношении свидетельствует:

— культура индивидуального поведения в природном окружении;

— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению окружающей Среды, в пропаган-де идей охраны природы.

В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на лич-ность ученика, его чувства и интеллект.

Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно разви-вает интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникнове-ния проблем охраны природы и установлении гармоническо-го взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной Среды — основа научного понимания многообраз-ной ценности природы, что формирует необходимую миро-воззренческую позицию личности.

В четвертый блок модели автором включены педагоги-ческие средства, с помощью которых осуществляется при-родоохранительное образование личности. Это учебное со-держание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.

Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного отношения к природе представ-лена в приложении.

1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.

В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоциональ-но-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая науч-но обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия. Эстетическое вос-питание обеспечивает познание природы во всей ее есте-ственной и эстетической целостности. Воображение высту-пает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического созна-ния включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способ-ность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качест-вами, она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская — дает возможность осмыслить назначение че-ловека. Политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурса-ми. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отноше-ния. Эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло приро-доохранной целесообразности.

Такое широкое понимание культуры личности, продик-тованное реалиями конца xx столетия, предполагает раз-витие ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет в изучении становле-ния и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоров-ляющее взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированной педагогики как особой на-учной дисциплины, направления поиска, максимально отве-чающих принципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекоменда-ции по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологическо-го равновесия (кислородное голодание, задержки в разви-тии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Педагоги говорят о необ-ходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и психологи-чески благоприятную среду обитания, предложить специ-альные игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нор-мальное функционирование психики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое соз-нание требует подкрепления чувством, эмоционально цело-стным, глубоко нравственным отношением к природе, обще-ству, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способ-ность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Педагоги отмечают, что экологическая культура лич-ности немыслима вне ее практического отношения к дейст-вительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надеж-ной психологической установки на экологически обосно-ванное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ре-бенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и на-выки охранительной и защитительной, психо- и физиотера-певтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотре-нинга, налаживания оздоровительного общения.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»