Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


общения. Естествен-ной основой процесса такого воспитания являются объек-тивно складывающиеся в различные возрастные периоды от-ношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольно-го и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естествен-ной частью природы. Между детьми, животными и растения-ми устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, пре-вращать их в свои привычки. Таким образом, экологиче-ская культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и ци-вилизованности.

1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание деть-ми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, мно-гопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие природ-ные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предпри-ятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства; население — особенности эколо-гической культуры местного населения, отношение к окру-жающей природной среде учащихся школы; искусство — про-изведения профессионального искусства; народные промыс-лы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школь-ников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологиче-ского краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками началь-ной школы, обеспечит комплексный подход в деле.

Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упус-кается). При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отноше-ние, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникатив-ной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их сово-купности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную дея-тельность связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде инфор-мации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краевед-ческой литературы, выполнение заданий учителя на приме-нение знаний. Ценностно-ориентационная деятельность на-правлена на осознание учениками многостороннего значе-ния природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для приро-ды человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.

По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает активность самих учеников, что проявляет-ся, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении ре-зультатов практических природоохранных дел. Художест-венно-эстетическая деятельность заключается в воспри-ятии эстетических свойств природных объектов и произве-дений искусства (изобразительного, музыкального, лите-ратурного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного творчества), а также в создании художествен-ных образов, связанных с природными объектами и отноше-нием людей к природе. Разнообразны и формы художествен-ного творчества учащихся: выполнение рисунков, плака-тов, сочинений, посвященных природе родного края и от-дельным ее объектам; сочинение и оформление экологиче-ских сказок; участие в подготовке спектаклей экологиче-ского содержания; изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно использовать произ-ведения искусства местных авторов, однако можно приме-нять и работы других мастеров, если в них отражены изу-чаемые объекты природы.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально воз-можности такой деятельности, несмотря на кажущееся раз-нообразие конкретных проявлений, ограничены преимущест-венно благоустройством своего класса и школы, ее терри-тории. Сюда входят: озеленение класса и разведение ком-натных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.

Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и вос-питании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе обще-ния с учителем и т.п. Осознание специфики каждого дея-тельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эф-фективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.

1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников.

Экологическое образование обладает такими особен-ностями, как актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение ги-гиенических и эстетических достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержа-ние экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только класс-ной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с про-блемами, которые решает страна, область, район; соот-ветствие содержания внеклассной работы возрасту учащих-ся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает ма-териал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где ре-зультат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосно-вывают оптимальные способы поведения и действий в окру-жающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобрете-ния опыта принятия экологических решений на основе по-лученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проло-жить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать ма-шины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, ле-су, как относиться к их живым обитателям; как вести се-бя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школь-ников к самостоятельной работе, которую они могут про-водить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может об-ратиться к эксперименту, кратковременному и долговре-менному наблюдению, исследованию связей человека с при-родой в течении длительного срока с фиксацией на фото-пленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее охраны привле-кательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школь-ников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глу-бокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться про-стейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, группо-вых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают вы-полнение учащимися наблюдений как отдельных видов рас-тений, животных, грибов и т.д., так и природных сооб-ществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных за-нятиях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»