Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Скачать реферат


за-нятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно про-текает в кружках. В них занимаются школьники, проявляю-щие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологи-ческие темы.

Выводы по I главе:

1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является актуальной и достаточно в научной и методи-ческой литературе.

2. Кружковая работа по формированию экономической куль-туры младших школьников не находит широкого примене-ния в практике работы школы.

3. Уровень экологической культуры младших школьников не-достаточно высокий.

Глава II. Опыт организации кружковой

работы с младшими школьниками.

2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников.

Для групповой экологической работы с учащимися на-чальных классов наиболее целесообразной является круж-ковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образо-вания:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развиваю-щий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине ми-ра, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, раз-вивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле форми-рования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть де-тям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценно-сти с утилитарно-практических позиций, что обедняло от-ношение детей к окружающему, снижало их любознатель-ность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувст-вие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического обра-зования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к сво-ему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладыва-ются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию это-го аспекта содержания.

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрос-лого человека, в последнее время претерпевает сущест-венные изменения. Ребенок этого возраста  не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отноше-ниях с окружающей средой, чтобы самому определить необ-ходимость соответствующих действий в конкретной ситуа-ции.

Практически  деятельностный аспект содержания иг-рает не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность  ко-нечный результат формирующихся отношений, критерий раз-вивающего сознания и чувств. В то же время в деятельно-сти формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ог-раниченных физических возможностей мало вовлечен в дея-тельность природоохранительного характера. Опыт показы-вает, что объем и содержание практического участия де-тей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живу-щими в живых уголках школы, практические дела в естест-венных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важ-ных дел. Следует учитывать, что организация практиче-ской деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зи-мующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные рас-тения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования в началь-ной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого име-ет раздел по экологии биологических систем. Особый ин-терес у младших школьников вызывает материал об отноше-ниях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает пред-ставление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным из-менениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воз-действие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах  природных сообществах, в которых протекает их жизнедея-тельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью че-ловека.

В содержании экологического образования многоас-пектно должны быть представлены знания о человеке и об-ществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологиче-ские, санитарно-гигиенические качества окружающей среды  значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позво-лит показать роль труда в преобразовании природного ок-ружения, как с положительной так и с отрицательной сто-рон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социаль-ным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естествен-но, не знают достаточно глубоко промышленного и сель-скохозяйственного производства, не могут судить в пол-ном объеме о физическом и химическом загрязнении окру-жающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологиче-скому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что доро-ги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов  влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защи-те.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сель-ской сферы, в которой живут дети, вызывает у них трево-гу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким об-разом, в содержании программы экологического кружка мо-гут быть прослежены несколько содержательных линий:

 человек  природное существо и член общества;

 многообразие природного и социо-культурного ок-ружения человека;

 экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

 труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изуче-нием природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологиче-ской тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетиче-ски привлекательных ландшафтов, выбор информационно ем-ких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, состав-ление плана местности.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологиче-ским ситуациям, учится понимать отношение к природе лю-дей, выполняющих различные роли в зависимости от про-фессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значе-нии его в природе и жизни человека и обосновывает необ-ходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологиче-ском кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая про-цесс обучения и воспитания младших школьников.

Для выявления уровня экологической культуры млад-ших школьников в Перехвальской средней школы Данковско-го района Липецкой

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»