Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Скачать реферат


Липецкой области во 2 классе, нами был прове-ден констатирующий эксперимент.

Детям были предложены вопросы анкеты. При этом ме-тод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Что такое «фотоохота»?

7. Назовите лекарственные растения.

8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

9. Как человек разрушает природу?

10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представ-ляют в графиках и диаграммах.(Приложение № 4-10)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое при-рода?» Как видно из графика (приложение № 1), большин-ство учащихся не имеют полного представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся назы-вали растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы  воздух и вода.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот во-прос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, ле-карства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топли-во, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местно-сти». Данные диаграммы (приложение № 3) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся сле-дует отметить значительное количество неверных (напри-мер: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появля-ются весной первыми?». Как показывают результаты анке-тирования (приложение № 5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фо-тоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты  фотоохота.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцени-ваете состояние окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № 8), большинство уча-щихся оценивают состояние природы как удовлетворитель-ное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением эко-логической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осоз-нают пагубное влияние человека на природу.

Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограж-дение муравейников, посадка деревьев, что связано с по-ложением школы в лесу.

Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, осо-бенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предполо-жение о том, что целенаправленная систематическая рабо-та по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.

2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской сред-ней школе Данковского района Липецкой области.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в об-ласти экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа со-ставлена из расчета один раз в неделю.

При построении авторской программы кружковой рабо-ты мы сочли целесообразным заострить внимание на четы-рех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Программа кружка «Юный эколог»

срок познава-тельные ме-роприятия познава-тельно-развлека-тельные ме-роприятия практиче-ские меро-приятия Исследова-тельские мероприятия

1 2 3 4 5

сен-тябрь Утренник «Мир вокруг нас» Театрализо-ванное представле-ние на эко-логическую тему: «Но-вые приклю-чения Маши и Вити». Работа над проектом «Мое дере-во». Вы-ставка дет-ских рисун-ков на эко-логическую тему: «Да-вайте со-храним пла-нету». Путешествие по экологи-ческой тро-пинке (I часть).

ок-тябрь Беседа «Пе-релетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний бу-кет. Операция «Большие дела ма-леньких рук» (Сбор корма для птиц). Экскурсия «Удивитель-ное рядом». Фенологиче-ские наблю-дения «Осенние явления».

1 2 3 4 5

но-ябрь Путешествие за капель-кой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Утренник «В гостях у жителей подводного царства». Операция «Малые ре-ки» (рейд в пойму реки Дон). Опыт «Вол-шебница во-да».

де-кабрь Спектакль «Зачем зи-мой снег». Утренник «Здравст-вуй, гостья  зима». Подготовка материалов для эколо-гической тропинки. Конкурс ри-сунков «Снежные узоры». Опыты «По-чему идет снег?» «По-чему снег бывает раз-ным?»

ян-варь Беседа «Ли-ственные и хвойные растения зимой». Викторина «Что растет в моем краю». Ра-бота над проектом «Мое дере-во». Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Опыт «За-щитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

1 2 3 4 5

февраль Беседа «Ох-раняемые животные Липецкой области». Устный жур-нал «Зимую-щие птицы. Кто как проводит зиму». Операция «Синица»  изготовле-ние и раз-вешивание кормушек, подкормка птиц. Экскурсия «Следы. Фе-нологиче-ские наблю-дения.»

март Дидактиче-ская игра «Первоцве-ты. Узнай растение по листу». Бе-седа «Встреча пернатых друзей». Праздник весны. Кон-курс «Пти-чий КВН». Очистка ал-леи от суш-няка. Опе-рация «Скворец»  изготовле-ние птичьих гнездовий Опыт со срезанными ветками.

апрель Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и ста-тей в жур-налах о природе и ее охране. Экологиче-ская игра «Пестрый мир насеко-мых». Операция «Муравей». Экскурсия на луг. Фе-нологиче-ские наблю-дения.

1 2 3 4 5

май Турнир-викторина «Охраняемые растения Липецкой области». Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Работа по проекту «Мое дере-во». Озеле-нение школьного двора. Путешествие по экологи-ческой тро-пинке (II часть). Ле-карственные растения.

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следую-щие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятель-ности человека на эти компоненты в игровой заниматель-ной форме: это  тетрализованные представления на эко-логическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, во-доемов, ландшафтов родного края, связанное с практиче-скими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охра-ной уникальных и редких цветов, озеленением класса, ох-раной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к род-ной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуще-ствляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; про-грамма рассчитана на младших школьников.

Предлагаемая программа обеспечена пакетом методи-ческих разработок. Ее апробация проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе работы круж-ка нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.1

Большую роль в экологическом образовании и воспи-тании школьников любого возраста, в том числе и млад-ших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоя-тельной оценки происходящих в природе процессов и явле-ний, для проведения собственных исследований, наблюде-ний, умения обобщить результаты своих наблюдений, спо-собствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить на-звания растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»