←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
бы частному решению проблемы, считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим ин-тересом участвуют в такой работе, естественно, на дос-тупном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумева-ет выполнение детьми исследовательской работы, проведе-ния наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают дере-вья как живые объекты. В то же время дерево прекрас-ный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обита-ют. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, предста-вить дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап подготовительный. На этом этапе объясняется цель , за-дачи проекта , проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбира-ет дерево, которое ему нравится. Одно из условий де-рево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований дере-вья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюде-ний оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива.
Важной задачей работы в рамках проекта воспита-ние эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево друг, ребенок сам выбира-ет для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая обычные, «человеческие» имена Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» на-звано так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена де-ревьев отражают их особенности, но при этом дети ис-пользовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди ос-тальных.
Экологический проект «Мое дерево» может стать се-мейным проектом. Для этого необходимо познакомить роди-телей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.
Подготовительный этап включает оформление специ-альной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий «Изучение ствола, коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора по-сле дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на деталь-ном уровне, в разное время года.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные чело-веком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти ра-ны?
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята вы-полняли ряд дополнительных работ, направленных на раз-витие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настрое-ние» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным на-строением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «де-реву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.
Третий этап – обобщение материалов – включает на-писание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда ри-сунков, чтение литературы по теме.
Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.
«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в дру-гом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разгова-ривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвраща-ются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала Ульянова Таня)
«У меня есть любимые деревья. Это два могучих то-поля. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Гаджиев Борис)
Наблюдения в природе играют особую роль в формиро-вании положительного отношения школьников к природе.
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жу-ка и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест ли-ствы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ре-бенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребен-ка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, на-гретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ре-бенок «мыслит формами, красками, звуками». Процесс на-блюдения можно условно разделить на четыре этапа, каж-дый из которых служит достижению общей цели всего на-блюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на но-вое (что дети узнают о предмете, на что обратить внима-ние); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает зада-ние к предстоящему наблюдению. Этот этап может непо-средственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблю-дения.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное вни-мание требуется направить и сосредоточить на наблюда-тельном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрпризности, за-гадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточ-но. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение опреде-ленного времени. Хорошо для этой цели использовать ху-дожественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
|
|