Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспериментальная педагогика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Экспериментальная педагогика

Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-ис¬следователи конца XIX - начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным клю¬чом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, по¬лучившее название «экспериментальная педагогика».

Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Си-корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследования круга пред¬ставлений школьников, выполненные Холлом (1890), изуче¬ние интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Неча¬ев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного вли¬яния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в слож¬нейшие проблемы воспитания.

Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследова¬ния нравственной сферы и процессов, происходящих в кол¬лективах. Распространился так называемый метод опреде¬лений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки по¬ступков литературных героев, метод недописанных рас¬сказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод кол¬лизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения дава¬лись готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было вы¬бирать. Для изучения настроений и интересов детей и под¬ростков применялся метод анонимных записок: в специаль¬ный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уро¬вень развития.

Педагоги-эксперименталисты немало сделали для педа¬гогической науки.

Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории. В силу известных причин, о которых расскажем ниже, экспериментальные исследова¬ния педагогических проблем в нашей стране были приоста¬новлены в середине 30-х годов и вновь возрождены лишь в 70-е годы. Что случилось? Почему? Как? Не захотите ли вы выяснить это?

Преданья старины глубокой

Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза¬имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил соци¬ально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что.

Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще¬ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу¬дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ¬ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга.

Ликург был человеком наблюдательным. Немало време¬ни и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное - не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.

Если верить легенде, однажды Ликург продемонстриро¬вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю¬щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни.

Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.

В историю Ликург вошел как автор законов, которые счи¬тались образцом человеческой мудрости, о чем свидетель¬ствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений при¬менялись в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых - сиситиях. Пола¬галось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.

Задумаемся над грустной таблицей

Обратимся к материалам исследований. Приведем таб¬лицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появле¬ние умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.

Факторы

Число

случаев на

150 нор¬мальных

детей Число

случаев на

150 сла¬боумных

детей

Неправильные роды 8 12

Судороги в детстве 3 75

Искусственное питание 29 18

Появление первого зуба не ранее 8 месяцев 3 23

Начало хождения после 24 месяцев 4 60

Первое слово после 24 месяцев 3 60

Неопрятное поведение после 36 месяцев 3 34

Недержание мочи в школьном возрасте 2 16

Дед со стороны матери алкоголик 7 56

Дед со стороны отца алкоголик 8 66

Бабушка со стороны отца алкоголичка 1 5

Бабушка со стороны матери алкоголичка 0 5

Дед или бабушка туберкулезны 27 44

Родители туберкулезны 38 70

Предки с нервными или психическими болезнями 28 101

Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице 5 10

Предки - эпилептики 4 11

Число братьев и сестер 438 985

Число умерших братьев и сестер 71 (16%) 352 (36%)

Из них умерших от судорог и болезней мозга 36(51%) 256 (73%)

Отец - неквалифицированный рабочий 25 48

Мать работает вне дома 60 86

Отец был под судом и наказан 33 73

Мать была под судом и наказана 12 39

Число правонарушителей 78 424

На сколько лиц приходится одна комната 1,33 2,65

На сколько лиц приходится одна кровать 1,4 2,41

Заработок в семье на одно лицо во франках 6,68 2,96

Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер¬бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава ...?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т.д. = 0, неправиль¬ный ответ =-1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо¬го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно=3, не знает =0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это .... маленькая овечка - это...?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный.ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»