←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Экспериментальная педагогика
Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-ис¬следователи конца XIX - начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным клю¬чом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, по¬лучившее название «экспериментальная педагогика».
Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Си-корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследования круга пред¬ставлений школьников, выполненные Холлом (1890), изуче¬ние интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Неча¬ев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного вли¬яния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в слож¬нейшие проблемы воспитания.
Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследова¬ния нравственной сферы и процессов, происходящих в кол¬лективах. Распространился так называемый метод опреде¬лений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки по¬ступков литературных героев, метод недописанных рас¬сказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод кол¬лизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения дава¬лись готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было вы¬бирать. Для изучения настроений и интересов детей и под¬ростков применялся метод анонимных записок: в специаль¬ный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уро¬вень развития.
Педагоги-эксперименталисты немало сделали для педа¬гогической науки.
Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории. В силу известных причин, о которых расскажем ниже, экспериментальные исследова¬ния педагогических проблем в нашей стране были приоста¬новлены в середине 30-х годов и вновь возрождены лишь в 70-е годы. Что случилось? Почему? Как? Не захотите ли вы выяснить это?
Преданья старины глубокой
Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза¬имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил соци¬ально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что.
Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще¬ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу¬дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ¬ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга.
Ликург был человеком наблюдательным. Немало време¬ни и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное - не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.
Если верить легенде, однажды Ликург продемонстриро¬вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю¬щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни.
Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.
В историю Ликург вошел как автор законов, которые счи¬тались образцом человеческой мудрости, о чем свидетель¬ствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений при¬менялись в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых - сиситиях. Пола¬галось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.
Задумаемся над грустной таблицей
Обратимся к материалам исследований. Приведем таб¬лицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появле¬ние умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.
Факторы
Число
случаев на
150 нор¬мальных
детей Число
случаев на
150 сла¬боумных
детей
Неправильные роды 8 12
Судороги в детстве 3 75
Искусственное питание 29 18
Появление первого зуба не ранее 8 месяцев 3 23
Начало хождения после 24 месяцев 4 60
Первое слово после 24 месяцев 3 60
Неопрятное поведение после 36 месяцев 3 34
Недержание мочи в школьном возрасте 2 16
Дед со стороны матери алкоголик 7 56
Дед со стороны отца алкоголик 8 66
Бабушка со стороны отца алкоголичка 1 5
Бабушка со стороны матери алкоголичка 0 5
Дед или бабушка туберкулезны 27 44
Родители туберкулезны 38 70
Предки с нервными или психическими болезнями 28 101
Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице 5 10
Предки - эпилептики 4 11
Число братьев и сестер 438 985
Число умерших братьев и сестер 71 (16%) 352 (36%)
Из них умерших от судорог и болезней мозга 36(51%) 256 (73%)
Отец - неквалифицированный рабочий 25 48
Мать работает вне дома 60 86
Отец был под судом и наказан 33 73
Мать была под судом и наказана 12 39
Число правонарушителей 78 424
На сколько лиц приходится одна комната 1,33 2,65
На сколько лиц приходится одна кровать 1,4 2,41
Заработок в семье на одно лицо во франках 6,68 2,96
Тесты с нами
На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер¬бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.
Тест ВМ (вербальное мышление)
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...?
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.
3. Днем светло, а ночью...?
Темно = 0, неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава ...?
Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?
Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Чтобы никто не попал под поезд и т.д. = 0, неправиль¬ный ответ =-1.
7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо¬го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно=3, не знает =0.
8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это .... маленькая овечка - это...?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?
На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный.ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|