Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспериментальная педагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


в том числе и нашей, принявшей новую концеп¬цию среднего образования, где намечен поворот к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной госу¬дарственной опеки.

Экзистенциализм (от лат. ехistencia - существование) - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность - 'неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности. В современном полном тревог и опасностей мире человеческое существование находится под постоянной угрозой; сохранять, развивать и реализовать свое «Я» становится все труднее. По утверждениям экзистенциалис¬тов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на су¬ществование во враждебной ему среде. Общество наносит ко¬лоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Теория воспитания не знает объектив¬ных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, по¬лучившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на¬правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От¬сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши¬бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че¬ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Извест¬ный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».

Виднейшие представители современной экзистенциалист¬ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсозна¬ние: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспита¬тель, - пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, - подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса1». Здесь ясно обнаруживается еще один под¬текст экзистенциалистской педагогики - религиозный.

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма свое¬образную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внут¬реннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право идти своим путем, в меру отпущенных ему природой спо¬собностей; не упускай случая «вызвать очищающий бунт против самого себя»; посрамляй этикой логику и т. п.

Неотомизм - религиозное философское учение, получив¬шее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт про¬славляется как апостол прошлого и пророк будущего, а рели¬гия - как вечная и главная философия, направляющая челове¬ческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существова¬ние объективной реальности, но ставят эту реальность в зави¬симость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего че¬ловека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, при¬ближающей человека к высшему проявлению его разума. В об¬ласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных есте¬ственных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции совре¬менного неотомизма дал известный французский философ, признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представи¬тели католической педагогики - У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е. Жильсон (Франция). Основ¬ные положения педагогики неотомизма определяются «двой¬ственной природой» человека. Человек - единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек - материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой - органом «сверхсуществования». Как личность человек возвышается над всем земным и подчи¬нен только Богу. Наука бессильна определить цели воспита¬ния. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Глав¬ное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове¬ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не¬сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах - погоне за наживой и голой утилитарности, - беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на¬правление, ибо конечная цель этого бреда - помешать челове¬ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан¬ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель - христианское усовер¬шенствование человека на земле. Дальняя - забота о его жиз¬ни в потустороннем мире, спасении души.

В содержании образования нужно четко разграничивать «истины разума и истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над входом в любое учебное заведение». Религия пронизывает все предметы учебного плана - от арифметики до зоологии. «Ко¬нечно, не существует католической химии; тем не менее на уроках химии, которая преподается в католической школе де¬тям-католикам католическим учителем, налицо будет сознание наличия Бога и благоговение перед ним... Католический пре¬подаватель никогда не позволит себе настолько увлечься свои¬ми пробирками, чтобы забыть о возвышенном», - пишет аме¬риканский педагог-неотомист У. Макгакен1.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз¬ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр¬ностью католические школы пользуются в Италии, Португа¬лии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах.

Бихевиоризм (от англ. Behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно¬стей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), Представив эту связь в виде формулы 8 -> К. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополни¬ли ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени¬тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое по¬ведение - управляемый процесс. Оно обусловлено применяе¬мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за¬данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Будучи психологом-экс¬периментатором, Б.Ф. Скиннер достиг выдающихся успехов в дрессировке животных. Анализ привел его к убеждению, что выработка заданного поведения у людей должна идти тем же путем. При этом нет необходимости признавать наличие «ра¬зумности», «умственных способностей», «понимания», необяза¬тельно даже предполагать, что «мотивация» представляет собой какую-то внутреннюю

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»