Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспериментальная педагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


внутреннюю силу и становится поэтому обязатель¬ным условием для воспитания и обучения. Достаточно придер¬живаться схемы «стимул - реакция - подкрепление» и прин¬ципов «оперантного обусловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение. Скин-нер считает анахронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обусловлено желаниями, характером, дарованиями. Это химе¬ры, не имеющие реальной силы. Значение имеют лишь дейст¬вия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведения регулируется факторами подкрепления - положительного или отрицательного, обеспе¬чивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепле¬ния, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или де¬лают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного поведения. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вызывают «активное учас¬тие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Оперантное поведение, считает Скиннер, - это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама лич¬ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле¬ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо¬ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю¬чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру¬жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Следуя тезису Скиннера, что современное общество долж¬но опираться на «рациональное мышление», сторонники тех¬нократических тенденций ориентируются на воспитание чело¬века, идеал которого соответствовал бы требованиям индустри¬ального общества. Процесс воспитания, развивающийся в со¬ответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, Ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе¬мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули¬ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинирован¬ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу¬ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек¬тронно-вычислительной технике.

V. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических кон¬цепций, выберите те, которые отличают:

а) прагматизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) неотомизм;

д) бихевиоризм.

1. Цель воспитания - христианская нравственность.

2. Воспитание развивается по схеме: «стимул-реакция - подкрепление».

3. Сближение воспитания с жизнью.

4. Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества.

5. В основе воспитания лежат интересы ребенка.

6. Полная гуманизация системы воспитания.

7. Свобода самовыражения личности.

8. Человек есть то, что он сам из себя делает.

9. Коллектив вредит формированию личности.

10. Воспитание веры в Бога.

11. Наука бессильна определить цели воспитания.

12. Полная свобода поступков личности.

13. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей.

14. Развитие человеческого «Я».

15. Формирование «оперантного поведения».

16. Недоверие к педагогической теории.

17. Воспитание не помогает человеку.

18. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.

19. Достижение цели воспитания путем практической дея¬тельности.

20. Воспитание души.

21. Развитие активности и самостоятельности.

22. Задача воспитания - воспитание рационально мысля¬щего человека.

23. Сциентизм.

24. Сохранение самобытности.

Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характери¬зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад¬ная педагогика придерживается курса умеренности, практич¬ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз¬витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат¬форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги¬ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до¬казать необходимость прагматического воспитания и предло¬жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе¬ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред¬видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно¬гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще¬ства без революционных преобразований. «Школа может со¬здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы

осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепен¬но изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологи¬ческой установке Дьюи о природной, генетической уникаль¬ности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка - исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появля¬ется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие прак¬тического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего раз¬вития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, на¬правленной на достижение своих жизненных целей. Эта уста¬новка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивиду¬альных качеств поведения личности. Хорошая цель - та, кото¬рая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с ттребованиями извне и заключает в себе предпосылки для кон¬струирования тех поведенческих установок, которые соответ¬ствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей вос¬питания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повсе¬дневные проблемы, а главное - указывает, как лучше приспо¬собиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, - вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой по¬знания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать зна¬ния, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Вос¬питание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полез¬ные дела» (М. Уорнок). «Главная цель образования, - пишет известный американский педагог Р.Финли, - готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выво¬ду, что генеральную цель воспитания прагматическая педагоги¬ка видит в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин¬теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско¬го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле¬ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (сongnitive-developmental value educution) личности. Находясь в значи¬тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя¬ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ¬ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждени¬ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста¬ми, не включается трудовая подготовка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»