Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспериментальная педагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р.Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис¬тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существова¬ния. «Воспитание - это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в вос¬питании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, при¬надлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование - это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть про¬цесс формирования его самого», - пишет один из представи¬телей экзистенциалистской концепции воспитания - К. Коулд.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях вос¬питания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий че¬ловека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать мораль¬ный выбор, обосновать его - одна из центральных задач науч¬ной методологии воспитания.

В 50-60-х годах в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды не¬мецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его уче¬ния служит концепция нравственного воспитания. Основу для Нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов ус¬матривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых доброде¬телей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодар¬ность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна форми¬роваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обсто¬ятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам. Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению педагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно вос¬питать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нрав¬ственными, убедить их, что существуют ценности, превышаю¬щие материальное благополучие. Задачи воспитания определя¬ются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь - вечный, неизменный и наиболее устой¬чивый социальный институт.

Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным вос¬питанием, с формированием у молодого поколения таких мо¬ральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, опреде¬лять линию поведения, свою жизненную позицию.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управляемого индивида». Управляемый индивид - это хороший гражданин, «процветающий и поддерживающий систему, при¬нимающий права и обязанности демократического общества патриот своей общины, штата, государства, мира». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственно¬сти и дисциплине в процессе труда. Учебные заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы, воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач, чтобы «каждый смог в будущем соответствовать занима¬емому в обществе месту». Воспитание в технократическом обще¬стве уподобляется социальному механизму, с помощью которо¬го в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.

Инновационная педагогика

Это пока неофициальное название. Но специалисты все¬го мира единодушны в критике традиционной педагогики. Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей тео¬рии и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практичес¬ких проблем. По мнению инноваторов, классическая педаго¬гическая теория безнадежно устарела, строить на ней вос¬питание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания. Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи¬ческие основы.

Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы меж¬ду идеалистической и социалистической педагогиками. Пер¬вую - дискредитировали и погубили, вторую - до конца не осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой си¬лой вспыхнули споры - к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию?

Если возвращаться в русло мирового развития педагоги¬ческой мысли, то следует возродить методологическую ос¬нову классической педагогики - принцип природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его «идеалистическим» и заменила маловразумительным тре¬бованием учета возрастных особенностей школьников. Из-за обилия идеологических догм советская педагогика никог¬да не была наукой. Достаточно вспомнить ее исходный ме¬тодологический принцип о врожденном равенстве людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так - свидетельствует хотя бы наш горький отечествен¬ный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по раз¬ным причинам, в основном из-за неспособности и нежела¬ния учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но природу изменить нельзя.

Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пой¬дет педагогическая теория, а за ней и школа, будет зави¬сеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно-воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и практику воспитания молодой России.

Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обуче¬ния и т.д.). Гуманизм - совокупность идей и ценностей, ут¬верждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала.

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Почему же, несмотря на всю очевидность, привлекательность и продуктивность идей гуманистической педагогики, они как и не овладели пока массовой практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство, распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы Гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится, пошел.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного про¬цесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»