←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность уста¬новления нормальных человеческих отношений между педаго¬гом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Гуманизировать этот процесс означает создать такие усло¬вия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равно¬душным участником воспитательных дел или сторонним на¬блюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Практика гуманистической школы уже выработала конкрет¬ные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:
1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
3. Создание благоприятных условий для развития наклон¬ностей и способностей каждого воспитанника.
4. Формирование гомогенных классов и параллелей.
5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.
6. Психологическая безопасность, защита учащихся.
7. Вера в учащегося, его силы и возможности.
8. Принятие учащегося таким, каким он есть.
9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.
10. Изменение целевой установки школы.
11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.
12. Исключение заочного обучения (экстерната), как тако¬го, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».
13. Переориентация внутренних личностных установок учи¬теля.
14. Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать статисти¬чески. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и без¬условное одобрение положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисцип¬лина и негативное отношение к школе.
Учитель гуманизма
Его имя - Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со сто¬роны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образо¬вав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, пре¬вратившийся в крупнейший исследовательский центр, су¬ществует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.
Свои педагогические взгляды изложил в книге «Freedom to Learn for the 80’s», где утверждает, что основой измене¬ний в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую разви¬тию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. «facilitate»).
Учителя - создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспитателя-облегчителя. От него требуется только одно - опреде¬ленно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интере¬суются, им занимаются. Важнейшими чувствами фацилитатора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безуслов¬ное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фацилитатора. Только в этих условиях личность может при¬нять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисципли¬ну, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтерна¬тивные решения.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их ус¬воения.
2. Основные элементы - уроки и экзамены. Урок - до¬минирующая форма, а экзамен определяет уровень приори¬тетных знаний.
3. Учитель является руководителем, обучаемый - подчи¬ненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как дик¬татор, но всегда в центре.
5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково¬дить, держа его периодически или постоянно в чувстве стра¬ха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного силь¬нее. Этот страх возрастает по мере продвижения по сту¬пенькам образования, потому что обучаемый теряет всегда больше.
7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учите¬лей. Учитель также не имеет права голоса.
8. В школе место не для личности, а для интеллекта.
Вместо традиционной модели образования К. Роджерс (1983) предложил новую - РСА (Person Centered Approach - концентрация на личности). Модель содержит девять основ¬ных положений:
1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно ува¬жения к себе и воспитанникам, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие вы¬полняется, то становятся возможными другие аспекты мо¬дели РСА.
2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
3. Учитель руководствуется собственным опытом.
4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собствен¬ную программу самостоятельно или совместно с другими Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора
5. В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со временем обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообу¬чение становится доминирующим.
6. Все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и вос¬питанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитатель¬ный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому про¬движению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обуче¬ние - собственной инициативой, а личность (с ее чувства¬ми, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирова¬на на саморазвитие.
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протя¬жении его обучения. Он будет:
• принимать участие в выборе того, что он сам хочет и бу¬дет изучать;
• находить выход для своего творчества;
• более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах;
• развивать доверие к себе и одобрение своих действий;
• открывать, что учиться интересно;
• ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;
• любить и уважать учителей так, как они любят его;
• находить в школе место для своих увлечений;
• развивать свои знания о способах и источниках накоп¬ления знаний;
• открывать, что некоторые вещи очень трудны для изуче¬ния и будут требовать усилий, концентрации и самодисцип¬лины;
• открывать, что такое обучение дает большое удовлет¬ворение;
• выполнять задания совместно с другими, овладевая на¬выками социального поведения.
Учителем-фацилитатором может быть не каждый. Канди¬дат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджер¬сом вопросы. Попробуем?
1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внут¬ренний мир растущей и развивающейся личности? Смо¬жешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?
2. Сможешь ли позволить себе полную искренность с мо¬лодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экс¬прессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в ин¬тенсивных групповых отношениях с молодежью?
3. Сможешь ли открыть заинтересованность каждой лич¬ности и позволишь ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?
4. Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей - заинтересованность со¬бой и окружающим миром?
5. Сможешь ли проявлять творчество в создании для мо¬лодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих ее интерес?
6. Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обу¬чение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?
7. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегриро¬ванной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|