←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Министерство образования Свердловской области
Институт Регионального Развития Образования
Управление образования Сысертского района
Свердловской области
НЕУСТРОЕВ С.В
НЕУСТРОЕВА А.Д.
@ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
@ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО
@ ПРЕДМЕТА ХИМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
@ "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ"
(Из опыта работы)
Екатеринбург
1998 г.
Авторы: @Неустроев Сергей Владимирович, директор ОУ N 18
пос. Октябрьский Сысертского района Свердлов-
ской области, Первая квалификационная категория,
стаж работы - 16 лет.
Неустроева Алевтина Дмитриевна, учитель химии
первой квалификационной категории, стаж работы -
16 лет.
Авторы данной работы делятся своими наработками,
определяют перспективы развития образовательной
области "Естествознание".
2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
стр.
В В Е Д Е Н И Е..................................... 4
I. О ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И НЕКОТОРЫХ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ........................... 5
II. РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДИАГНОСТИКА ОБЩЕ-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НОЙ ОБЛАСТИ "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ"........................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 31
БИБЛИОГРАФИЯ......................................... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Статистические данные о численности уча-
щихся VIII-XI классов 1997-98г........................ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Статистические данные выпускников ОУ
N 18, поступивших в высшие учебные заведения с хими-
ческим профилем....................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ III. ГОСТ - обязательный минимум содержания
химического образования................................ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Тестовая технология экспертизы качества
образования............................................
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Рейтинговая система контроля знаний...... 38
ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Из опыта проведения химических диктантов 42
ПРИЛОЖЕНИЕ VII. Дифференцированный подход к контролю
знаний................................................. 43
3
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII. Поэлементный учет знаний по теме: "Эле-
ктролитическая диссоциация"............................ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ IX. Общественный смотр знаний восьмиклассни-
ков.................................................... 45
ПРИЛОЖЕНИЕ X. Мониторинг в образовательной области "Ес-
тествознание".......................................... 46
4
@В В Е Д Е Н И Е
Цель работы - проанализировать состояние дел в химичес-
ком образовании, где последовательно связаны между собой со-
держание образования, школьный учебный план, Государственный
стандарт, максимальный объем учебной нагрузки, требования к
подготовке выпускников и результаты учебного процесса, через
экспертно-обучающие системы или рейтинговый контроль (см.т А.).
В настоящее время в России идет становление новой систе-
мы образования. Этот процесс сопровождается существенными из-
менениями в педагогической теории и практике учебно-воспита-
тельного процесса. Содержание образования обогащается новыми
процессуальными навыками, развитием способностей, умением
пользоваться информацией. Увеличивается роль науки в создании
педагогических технологий. В российском образовании провозгла-
шен принцип вариативности, который дает возможность педагоги-
ческим коллективам учебных заведений выбирать и конструиро-
вать педагогический процесс по любой модели. В этом направле-
нии и идет прогесс образования:
- разработка различных вариантов его содержания (см.
Ш.У.П.);
- использование возможностей современной дидактики;
- повышение эффективности образовательных структур;
- научная разработка и практическое обоснование новых
технологий;
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя
без изучения всего обширного арсенала образовательных техноло-
гий (нормативное пространство).
В Главе I представлен анализ построения школьного курса
химии и некоторых фундаментальных понятий в образовательной
области "Естествознание". В этой главе рассматриваются норма-
тивные требования, которые представлены обязательным миниму-
мом содержания образования и требованиями к уровню подготовки
выпускников (т. N 1). Анализируя результаты образования, нуж-
но найти отправную точку. В данном случае это может быть уро-
вень обученности и обучаемости детей. Эта информация является
5
переходом к Главе II, где представлен мониторинг учебного про-
цесса и диагностика общеобразовательной подготовки учащихся в
образовательной области "Естествознание", с выходом на разные
техно-экспертизы.
Это - тестовые технологии, рейтинговые системы контроля
знаний, роль контрольно-практических работ и их место в содер-
жании образования, проведение лабораторных работ, проведение
химических диктантов, общественных смотров знаний, дифференци-
рованного и итогового контроля и других экспертно-обучающих
систем.
Методические рекомендации, предложенные в работе (см.Зак-
лючение), помогут мне и моим коллегам организовать свою дея-
тельность в соответствии с современными требованиями.
Нормативное пространство, фиксирующее права граждан на
качественное образование на территории Свердловской области,
представлено законодательными и нормативными актами об образо-
вании:
- Конституция РФ;
- Указы Президента РФ;
- Закон РФ "Об образовании";
- Областной закон "О защите прав ребенка".
Впервые законом "Об образовании" определено право ребен-
ка на получение качественного образования, направленного на
самореализацию, самоопределение каждого ученика образова-
тельного процесса (ст. N 14).
Представленная работа представляет собой материал, опре-
деляющий роль и место учебного предмета "Химия" в образова-
тельной области "Естествознание" и в школе. При разработке
проекта учитывается социальный заказ жителей поселка, ре-
зультаты социологических исследований.
Что же такое экспертиза качества образования? Обратимся к
"Российской педагогической энциклопедии": "Экспертиза, в том
числе педагогическая экспертиза, есть квалифицированная оцен-
ка предложенных идей, дел, предметов профессионально подготов-
ленными в этой области специалистами.
Качество образования - это выявление результатов многоас-
пектного анализа системы воспитания, обучения человека, обес-
печивающее его развитие".
6
Дав определения основным понятиям изучаемой проблемы,
можно представить организационно-содержательную структуру эк-
спертизы качества образования. В данной
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|