←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ...
а). повторение тестов обучающего характера;
б). включение учащихся в коллективную творческую дея-
тельность с детьми высокого и высшего уровня развития;
в). подготовка учащимися сообщений, рефератов и других
творческих работ на учебных и внеучебных занятиях;
г). работа на самообразовательном уровне, с дальнейшими
индивидуальными консультациями;
д). в конце учебной четверти или года готовится и защи-
щается проект по одной из тем учебного предмета.
В образовательном учреждении N 18 учатся дети многих на-
циональностей, отсюда сложности с русским языком и другими
предметами, химия - не исключение. Но, работая с детьми по та-
кой системе реабилитации, вижу, как многие дети начинают ве-
41
рить в себя, отсюда и повышение результатов обучения, поступ-
ление в ВУЗы и техникумы (приложение 2).
В 1995-1998 годах школу закончили 144 ученика. 29 выпус-
кников, что составляет 20%, поступили в Высшие учебные заведе-
ния химического профиля.
Анализ мониторингового исследования позволяет предложить
рекомендации по совершенствованию методики преподавания всех
естественнонаучных предметов, включая химию.
Повышению качества и результативности учебного процесса
будут способствовать:
- усиление интеграции естественнонаучных знаний, получен-
ных при изучении различных предметов и разработка единых под-
ходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изу-
чаемых в различных курсах;
- усиление практической направленности содержания курсов,
изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих
учащихся в повседневной жизни;
- изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, бо-
лее широкое использование в обучении видов деятельности, нап-
равленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет
уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- совершенствование системы контроля учебных достижений:
а). использование заданий, проверяющих различные виды
деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для
объяснения природных явлений;
б). усиление внимания к выявлению ошибочных представле-
ний учащихся, установление причин их возникновения и разработ-
ке корректирующей методики;
в). включение проверочных заданий, различных по форме и
содержащих информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, бо-
лее широкое использование пропедевтических знаний, полученных
в школе, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из
различных источников.
42
@В Ы В О Д Ы П О Г Л А В Е II
I. Результаты учебного процесса и диагностика общеобразо-
вательной подготовки учащихся позволяет подбирать содержание
образования в соответствии с уровнем развития учащихся.
II.Мониторинг результатов обучения подтверждает пра-
вильность выбранного содержания, выбранной структуры и показы-
вает, что учебный процесс, организованный в образовательной
области "Естествознание", соответствует требованиям уровня
подготовки выпускника.
III.Организованные виды деятельности учащихся развивают и
готовят нашего выпускника к жизни, к труду, позволяют выбрать
будущую профессию.
IV.Разнообразные экспертно-обучающие системы обогащают
учебный процесс, помогают ученику комфортно чувствовать себя.
Созданные условия экспертно-обучающих систем, позволяют об-
щаться с воспитанниками только в субъективных отношениях.
V. Применяемая рейтинговая система контроля знаний эффек-
тивно создает условия успешного обучения для учеников с раз-
ным уровнем развития.
VI.Дифференцированный подход к проверке результатов обу-
чения наиболее трудная, но успешная технология в экспертизе
качества образования.
VII.Разнообразные формы проверки знаний, умений, навыков
обогащают учебный процесс, придают ему форму занимательности.
непрерывности и насыщенности.
43
@З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В новых исторических реалиях, сложившихся к исходу теку-
щего столетия, в педагогическом процессе становятся преобла-
дающими иные приоритеты. Каждый, получающий среднее образова-
ние человек, должен уметь ставить цели, генерировать идеи, на-
ходить смыслы, изыскивать решения в сложных, подчас неадекват-
ных тому или иному предмету, ситуациях, т.е. в ситуациях, ис-
полненных неопределенности. Говоря более общо, от человека
требуется умение делать то, что обозначается понятием "духов-
ные ценности", "активная позиция", "смыслообразующая дея-
тельность".
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с на-
чальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной
сверхзадачи - подготовку контингента людей, умеющих быстро и
успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать вер-
ные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Нужно "уходить" от утилитарного образования, т.е. прос-
той передачи обучающемуся суммы знаний и факторов, необходи-
мых для конкретной деятельности.
Химия в системе общего естественнонаучного образования
занимает одно из важных мест.
Наша задача соблюдать:
1. Логику учебного процесса:
а). реализацию последовательности от первой ступени шко-
лы (пропедевтические основы курса химии) до достаточно полно-
го знания (систематический курс химии 8-9 класс) и возможно
полного знания развития каждого ученика (3-я ступень), то есть
продвижение от фактов, явлений к понятиям. законам, теориям;
2. Принцип непрерывного химического образования (на-
чальное, основное, среднее), следующими методами: наблюдение,
эксперимент, теоретическое обобщение опытных фактов через эк-
спертизу качества образования.
3. Основные компоненты химического образования. Методы,
формы и средства образовательного процесса, традиционные и ин-
новационные подходы в образовании, организация внеклассных и
44
внешкольных занятий (химические практикумы, исследовательские
работы, экскурсии, экологическое просвещение и т.д.), органи-
зация групповой и индивидуальной деятельности в процессе изу-
чения химии.
4. Влияние региональных особенностей, природной и хозяй-
ственной специфики на профилирование и содержание химического
образования.
5. Итак, крайне важно предпринять, - провести ревизию со-
держания учебного предмета с мировоззренческих позиций.
6. В школьном курсе должны изучаться на законы химии, а
законы природы, должны рассматриваться законы природы с хими-
ческой точки зрения.
7. При отслеживании содержания образования в образова-
тельной области "Естествознание", хорошо просматривается це-
лостная линия изучения природы с I по XI классы.
8. Выбранная структура содержания образования стала усло-
вием для развития детей средствами учебных дисциплин: естес-
твознание, химия, физика. биология с I по XI класс.
9. Содержание образования полностью соответствует требо-
ваниям Государственного стандарта и на уровне средней школы
превышает требования стандарта во всех учебных дисциплинах:
физика, химия, биология (пропедевтический курс для поступаю-
щих в ВУЗы).
10.Через систему дополнительного образования (районная
станция натуралистов) созданы условия для непрерывного эколо-
гического образования.
11.Результаты учебного процесса и диагностика общеобразо-
вательной подготовки учащихся позволяет подбирать содержание
образования в соответствии с уровнем развития учащихся.
12.Результаты обучения подтверждают правильность выбран-
ного содержания, выбранной структуры и показывают, что учеб-
ный процесс, организованный в образовательной области, соот-
←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ...
|
|