←предыдущая следующая→
... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ...
названием того класса или классов, для которых это утвержде-
ние справедливо.
@ХИМИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ В IX КЛАССАХ
-----------T------------T------------T------------T------------¬
¦ Отметка ¦Традиционный¦ Зрительный ¦ "Бегущий" ¦ Творческий ¦
+----------+------------+------------+------------+------------+
¦ "5" ¦ 43 ¦ 60 ¦ 37 ¦ 20 ¦
+----------+------------+------------+------------+------------+
¦ "4" ¦ 31 ¦ 26 ¦ 37 ¦ 51 ¦
+----------+------------+------------+------------+------------+
¦ "3" ¦ 15 ¦ 3 ¦ 15 ¦ 18 ¦
+----------+------------+------------+------------+------------+
¦Количество¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учащихся ¦ 89 ¦ 89 ¦ 89 ¦ 89 ¦
L----------+------------+------------+------------+-------------
Выводы: С поставленной задачей справились все учащиеся IX
классов, результаты обучения соответствуют уровню развития де-
тей (материалы развития представлены в работе).
X класс
Тема "Алкины"
Я зачитываю утверждения. Если учащиеся согласны с утвер-
ждением, то на месте ответа рядом с порядковым номером они
ставят знак "плюс", если нет - "минус".
1. Общая формула алкинов.
2. В молекулах алкинов одна двойная связь.
3. Ацетилен - важнейший представитель алкинов.
4. Для алкинов наиболее характерны реакции замещения.
5. Один из алкинов применяется при сварке и резке метал-
лов.
6. В молекулах алкинов одна тройная связь.
7. Алкины можно получить реакцией Лебедева.
8. Названия алкинов образуют с помощью суффикса -ен.
9. Для алкинов наиболее характерны реакции присоединения.
10.Алкины применяют для получения резины.
11.Один из алкинов получают карбидным способом.
12.Из алкина реакцией Кучерова можно получить альдегид, а
из него - уксусную кислоту.
13.Один из алкинов - ацетилен - летучая жидкость.
14.Как и все углеводороды, алкины горят с образованием
углекислого газа и воды.
15.При определенных условиях из алкинов можно получить
алкины.
16.Ацетилен можно получить дегидратацией этилового спирта.
17.Атомы углерода в молекулах алкинов находятся в гибрид
ном состоянии.
18.Общая формула алкинов.
19.Формула ацетилена
20.Атомы углерода в молекулах алкинов находятся в гибрид
ном состоянии.
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- - + - + + - - + _
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+ + - + + - - + - +
Тема "Сравнительная характеристика углеводородов"
Учащиеся записывают в столбик названия изученных классов
углеводородов: алканы, алкены, алкадиены, алкины. Я зачитываю
предложения, в которых констатирую то или иное свойство угле-
водородов, особенности строения их молекул, способ использова-
ния и т. д. Учащиеся ставят номер предложения рядом с назва-
нием того класса или классов углеводородов, для которых это
утверждение справедливо.
1. В молекулах этих веществ две двойные связи.
2. Большая часть состава природного газа приходится на
долю представителя этого класса веществ.
3. Эти вещества - сырье для получения резины.
4. Общая формула этого класса веществ
5. Основной представитель этого класса - ацетилен.
6. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
7. Атомы углерода в молекулах этих углеводородов находят-
ся в состоянии гибридизации.
8. Общая формула этого класса веществ.
9. В молекулах этих веществ одна тройная связь.
10.Один из важнейших представителей этих веществ - этилен.
11.Впервые вещества этого класса в нашей стране были по-
лучены по способу С.В.Лебедева.
12.Из веществ этого класса получают жидкость, используе-
мую в качестве антифриза.
13.Одно из веществ этого класса получают карбидным мето-
дом.
85
@П Р И Л О Ж Е Н И Е VII
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ
Важнейший вопрос методики преподавания любого предмета, в
том числе и химии - дифференцированный подход к контролю зна-
ний. От того, насколько умело учитель использует его, зависи-
т успех его деятельности. Соблюдение принципа дифференциации
обеспечивает одно - временное обучение учащихся с разным уров-
нем развития учебных способностей. Использование разноуровне-
вых заданий важно и потому, что каждый учащийся, отвечая на
вопросы и выполняя задания выбранного уровня, может оценить
свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он
делать выводы, систематизировать и обобщать знания и приме-
нять их на практике.
Опыт использования дифференцированного подхода к контро-
лю знаний учащихся покажу на примере разноуровневых итоговых
проверочных работ по темам "Предельные углеводороды", "Непре-
дельные углеводороды", "Ароматические углеводороды".
Задания каждой проверочной работы сгруппированы в три
программы: А, B и C. В программу С включаю задания, проверяю-
щие усвоение необходимого минимума конкретных знаний по химии.
Выполнение заданий этой программы требует от учащихся репро-
дуктивной деятельности, поэтому оцениваю работу на "4". Зада-
ния, выполнение которых требует от учащихся способности приме-
нять знания в новых ситуациях, умения совершать логические
операции, включены в программу В. Учащиеся, выбравшие эту
программу, должны уметь раскрывать причинно-следственные свя-
зи, применять теоретические положения для объяснения конкрет-
ных явлений, проводить сложные умственные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение. Выполненные задания программы В
оцениваю высшим баллом. Программа А содержит задания, требую-
щие целостного восприятия материала, способности свободно
пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, самостоя-
тельно проводить обобщение и сравнение. Правильно выполненные
задания этой программы оцениваю высшим баллом, а иногда еще
поощряю учащихся дополнительной отметкой.
На зачетном занятии выдаю учащимся тексты всех программ
(по вариантам). Каждый сам выбирает программу и заранее знает,
какую отметку может получить за свой труд.
Итоговая работа по теме
"Предельные углеводороды"
Вариант I
Программа А
1. Составьте структурные формулы веществ: а) 2,2 - диме-
тилбутан, б) метилциклопентан, в) 2,2 - диметилпентан, г) 1,3
- диметилциклопентан. Укажите формулы гомологов и изомеров.
2. Предложите схему получения 2-метил-2-хлорбутана из
неорганических веществ. Напишите уравнения реакций, назовите
все вещества.
3. Напишите уравнения реакций, необходимых для осущес-
твления превращений: этан ? бутан 2-метилпропан...
метилциклопропан
4. Для сжигания смеси метана и пропана объемом 10 л пот-
ребовалось 44 л кислорода. Определите объемные и массовые до-
ли газов в сожженной смеси. Объемы газов измерены при нор-
мальных условиях.
Программа В
1. Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов
2,3-диметилгексана. Назовите их.
2. Сравните строение и реакционную способность пропана и
циклопропана. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3. Напишите уравнения реакций, необходимых для осущес-
твления превращений:
Назовите все вещества.
4. Напишите структурную формулу предельного углеводорода,
зная, что масса 11,2 л его (при н.у.) составляет 22 г.
←предыдущая следующая→
... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ...
|
|