←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
данной работе это происходит
на примере предмета "Химия".
В таблице А представлена следующая структура:
-экспертиза качества образования - это главная задача на-
шего исследования. Она включает в себя два больших блока: со-
держание образования и результаты образования.
Содержание образования имеет две составные:
1. школьный учебный план;
2. Государственный стандарт.
Учебный план, в свою очередь состоящий из федерального,
регионального и школьного компонентов, определяет макси-
мальный и минимальный объем учебной нагрузки. Государственный
стандарт определяет обязательный минимум содержания образова-
ния, требования к уровню подготовки выпускников. Мониторинг
позволяет проанализировать результаты образования. ( в главе I
представлен анализ...).
7
Таблица А
@ ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА
@ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Э.К.О.)
--------------------------------------------------¬
¦ ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ¦
¦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" ¦
¦ ПРЕДМЕТ "ХИМИЯ" ¦
L--T-----------------------------------------------
¦
-------+------¬ ---------------¬ -------------------------¬
¦ Содержание ¦ ¦ Школьный ¦ ¦ Результаты образования ¦
¦ образования +--+ учебный план ¦ L-------T------------T----
L------T------- L--------T------ ¦ ¦
--------+---------¬ -------+---------¬ ------+-------¬ --+---------¬
¦ Государственный ¦ ¦ Максимальный ¦ ¦ Рейтинговый ¦ ¦ Экспертно-¦
¦ стандарт ¦ ¦ объем школьной ¦ ¦ контроль ¦ ¦ обучающие ¦
L-------T---------- ¦ нагрузки ¦ L-------------- ¦ системы ¦
¦ L----------------- L-----T------
--------+-----------¬ ---------------------¬ ----------------+--------¬
¦ Требования к ¦ ¦ Обязательный ¦ ¦ Тесты ¦
¦ уровню подготовки ¦ ¦ минимум содержания ¦ ¦ Смотры знаний ¦
¦ выпускников ¦ ¦ образования ¦ ¦ Контрольные работы ¦
L-------------------- L--------------------- ¦ Зачеты ¦
¦ Химические диктанты ¦
¦ Олимпиады ¦
¦Государственные экзамены¦
L-------------------------
8
@I. О ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И НЕКОТОРЫХ
@ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ
В последние годы школьное образование в организационном
плане претерпело существенные изменения. Появились так назы-
ваемые основная и старшая школы. Такая реорганизация повлекла
за собой перестройку учебного плана и содержания образования
многих предметов, в том числе и химии. В новой обстановке
должна быть изменена парадигма школьного предмета "Химия",
т.е. исходная концептуальная система, модель постановки проб-
лем и их решения, методов исследования, которая господствова-
ла в течение определенного исторического периода в научном
сообществе.
Если с таких позиций попытаться оценить содержание курса
химии, который преподается в настоящее время, то мы увидим,
что он содержит огромный объем ненужных сведений, без которых
можно обойтись, если иметь в виду мировоззренческую направлен-
ность целей образования. Приведу лишь несколько примеров.
Закон Авогадро. Во-первых, это объект изучения физики, а
не химии. А во-вторых, кто из химиков им пользуется, кроме как
в учебных курсах? Да, он имеет историческое значение в станов-
лении атомно-молекулярного учения. Но сейчас?! Вот мнение Ла-
вуазье по этому поводу:"Из начального курса не следует делать
ни истории науки, ни истории человеческой мысли, он должен
быть доступным и ясным и не содержать ничего, могущего отвле-
кать внимание" 16 .
Реакция спиртов с натрием. Ее обсуждают, чтобы продемон-
стрировать так называемые кислотные свойства спиртов. Одновре-
менно подчеркивают, что спирты со щелочами не взаимодействуют,
но "забывают". что именно реакцией спиртов со щелочами в про-
мышленности получают алкоголяты.
Альдегидная форма глюкозы. Но ее содержание в глюкозе
составляет доли процента, это фактически примесь к цикличес-
кой форме. Зачем рассматривать свойства примеси? Чтобы проде-
монстрировать свойства альдегидной группы? А зачем вообще
9
альдегиды в школьном курсе? Где с ними в жизни может встре-
титься обычный человек? Что для его мировоззрения дает реак-
ция серебряного зеркала?
В то же время эфирам - самым, по-видимому, распространен-
ным и, во всяком случае, наиболее широко применяемым органи-
ческим соединениям, уделено столько же внимания, как альдеги-
дам, спиртам...
Моль. Кто-нибудь кроме химиков и иногда физиков ис-
пользует это понятие? Почему бы без него не обойтись?
Итак, первое, что крайне важно предпринять, - это провес-
ти ревизию содержания учебного предмета с мировоззренческих по-
зиций.
Необходимо уточнение значений используемых слов. Вот при-
мер пренебрежения смыслом слов из действующего учебника "Хи-
мия 9" Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана, на стр. 11 справедливо
говорится, что сильные электролиты диссоциированы на 100%. Так
же верно утверждение (стр. 125), что щелочи сильные электроли-
ты. А на следующей странице авторы вдруг спрашивают, какая ще-
лочь сильнее - KOH или NaOH? Что при этом имеется в виду, чья
100% диссоциация лучше?
Подобные примеры можно найти в любом учебнике. Поэтому
следует "навести порядок" в мыслях. Это может быть осуществле-
но только на основе современного знания, современной науки.
Хочется привести слова Ахметова Н.С., который так же указывал
на неправильное употребление в школьном курсе понятий молеку-
лы, валентности, степени окисления, скорости реакции 1. И про-
должать можно еще долго.
Подведем итог. Можно ли сегодня изучать химию (или физи-
ку, биологию и т.д.) в школе, так как это было принято раньше?
Конечно, нет! Нельзя, так как химические законы после оконча-
ния школы благополучно забыты и совсем не используются, под-
черкнем, что должны изучаться не законы химии (физики и т.д.),
но законы природы. Предметом школьного предмета "Химия" дол-
жно быть рассмотрение явлений природы с химической точки зре-
ния ( как физики должны обращаться к физической стороне явле-
ний и т.д.).
Анализируя программу по учебным дисциплинам (химия. физи-
ка, биология) видно, что цели обучения предметам сформулирова-
10
ны в них в самых общих выражениях и представляют собой некий
идеал, стремление к которому и определяет общую направлен-
ность преподавания учебных дисциплин. Цели естественнонаучно-
го образования из-за общности их формулировок
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|