Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспертиза качества образования учебного предмета

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


данной работе это происходит

на примере предмета "Химия".

В таблице А представлена следующая структура:

-экспертиза качества образования - это главная задача на-

шего исследования. Она включает в себя два больших блока: со-

держание образования и результаты образования.

Содержание образования имеет две составные:

1. школьный учебный план;

2. Государственный стандарт.

Учебный план, в свою очередь состоящий из федерального,

регионального и школьного компонентов, определяет макси-

мальный и минимальный объем учебной нагрузки. Государственный

стандарт определяет обязательный минимум содержания образова-

ния, требования к уровню подготовки выпускников. Мониторинг

позволяет проанализировать результаты образования. ( в главе I

представлен анализ...).

7

Таблица А

@ ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА

@ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Э.К.О.)

--------------------------------------------------¬

¦ ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ¦

¦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" ¦

¦ ПРЕДМЕТ "ХИМИЯ" ¦

L--T-----------------------------------------------

¦

-------+------¬ ---------------¬ -------------------------¬

¦ Содержание ¦ ¦ Школьный ¦ ¦ Результаты образования ¦

¦ образования +--+ учебный план ¦ L-------T------------T----

L------T------- L--------T------ ¦ ¦

--------+---------¬ -------+---------¬ ------+-------¬ --+---------¬

¦ Государственный ¦ ¦ Максимальный ¦ ¦ Рейтинговый ¦ ¦ Экспертно-¦

¦ стандарт ¦ ¦ объем школьной ¦ ¦ контроль ¦ ¦ обучающие ¦

L-------T---------- ¦ нагрузки ¦ L-------------- ¦ системы ¦

¦ L----------------- L-----T------

--------+-----------¬ ---------------------¬ ----------------+--------¬

¦ Требования к ¦ ¦ Обязательный ¦ ¦ Тесты ¦

¦ уровню подготовки ¦ ¦ минимум содержания ¦ ¦ Смотры знаний ¦

¦ выпускников ¦ ¦ образования ¦ ¦ Контрольные работы ¦

L-------------------- L--------------------- ¦ Зачеты ¦

¦ Химические диктанты ¦

¦ Олимпиады ¦

¦Государственные экзамены¦

L-------------------------

8

@I. О ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И НЕКОТОРЫХ

@ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ

В последние годы школьное образование в организационном

плане претерпело существенные изменения. Появились так назы-

ваемые основная и старшая школы. Такая реорганизация повлекла

за собой перестройку учебного плана и содержания образования

многих предметов, в том числе и химии. В новой обстановке

должна быть изменена парадигма школьного предмета "Химия",

т.е. исходная концептуальная система, модель постановки проб-

лем и их решения, методов исследования, которая господствова-

ла в течение определенного исторического периода в научном

сообществе.

Если с таких позиций попытаться оценить содержание курса

химии, который преподается в настоящее время, то мы увидим,

что он содержит огромный объем ненужных сведений, без которых

можно обойтись, если иметь в виду мировоззренческую направлен-

ность целей образования. Приведу лишь несколько примеров.

Закон Авогадро. Во-первых, это объект изучения физики, а

не химии. А во-вторых, кто из химиков им пользуется, кроме как

в учебных курсах? Да, он имеет историческое значение в станов-

лении атомно-молекулярного учения. Но сейчас?! Вот мнение Ла-

вуазье по этому поводу:"Из начального курса не следует делать

ни истории науки, ни истории человеческой мысли, он должен

быть доступным и ясным и не содержать ничего, могущего отвле-

кать внимание" 16 .

Реакция спиртов с натрием. Ее обсуждают, чтобы продемон-

стрировать так называемые кислотные свойства спиртов. Одновре-

менно подчеркивают, что спирты со щелочами не взаимодействуют,

но "забывают". что именно реакцией спиртов со щелочами в про-

мышленности получают алкоголяты.

Альдегидная форма глюкозы. Но ее содержание в глюкозе

составляет доли процента, это фактически примесь к цикличес-

кой форме. Зачем рассматривать свойства примеси? Чтобы проде-

монстрировать свойства альдегидной группы? А зачем вообще

9

альдегиды в школьном курсе? Где с ними в жизни может встре-

титься обычный человек? Что для его мировоззрения дает реак-

ция серебряного зеркала?

В то же время эфирам - самым, по-видимому, распространен-

ным и, во всяком случае, наиболее широко применяемым органи-

ческим соединениям, уделено столько же внимания, как альдеги-

дам, спиртам...

Моль. Кто-нибудь кроме химиков и иногда физиков ис-

пользует это понятие? Почему бы без него не обойтись?

Итак, первое, что крайне важно предпринять, - это провес-

ти ревизию содержания учебного предмета с мировоззренческих по-

зиций.

Необходимо уточнение значений используемых слов. Вот при-

мер пренебрежения смыслом слов из действующего учебника "Хи-

мия 9" Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана, на стр. 11 справедливо

говорится, что сильные электролиты диссоциированы на 100%. Так

же верно утверждение (стр. 125), что щелочи сильные электроли-

ты. А на следующей странице авторы вдруг спрашивают, какая ще-

лочь сильнее - KOH или NaOH? Что при этом имеется в виду, чья

100% диссоциация лучше?

Подобные примеры можно найти в любом учебнике. Поэтому

следует "навести порядок" в мыслях. Это может быть осуществле-

но только на основе современного знания, современной науки.

Хочется привести слова Ахметова Н.С., который так же указывал

на неправильное употребление в школьном курсе понятий молеку-

лы, валентности, степени окисления, скорости реакции  1. И про-

должать можно еще долго.

Подведем итог. Можно ли сегодня изучать химию (или физи-

ку, биологию и т.д.) в школе, так как это было принято раньше?

Конечно, нет! Нельзя, так как химические законы после оконча-

ния школы благополучно забыты и совсем не используются, под-

черкнем, что должны изучаться не законы химии (физики и т.д.),

но законы природы. Предметом школьного предмета "Химия" дол-

жно быть рассмотрение явлений природы с химической точки зре-

ния ( как физики должны обращаться к физической стороне явле-

ний и т.д.).

Анализируя программу по учебным дисциплинам (химия. физи-

ка, биология) видно, что цели обучения предметам сформулирова-

10

ны в них в самых общих выражениях и представляют собой некий

идеал, стремление к которому и определяет общую направлен-

ность преподавания учебных дисциплин. Цели естественнонаучно-

го образования из-за общности их формулировок

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»