←предыдущая следующая→
... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
3. Какие реакции возможны между веществами:
Напишите молекулярные и ионные уравнения.
4. Приведите примеры уравнений реакций (в молекулярном и
ионном виде), иллюстрирующие все случаи протекания реакций об-
мена до конца.
5. Химические свойства оснований.
6. Какие вещества будут взаимодействовать между собой:
Напишите уравнения реакций (молекулярные и ионные).
7. Как будут действовать на индикаторы растворы карбона-
та натрия, хлорида меди (II)? Запишите уравнения реакций.
8.Закончите уравнения реакций, напишите ионные уравнения:
9. С какими из веществ будет взаимодействовать серная
кислота:
Напишите уравнения в молекулярном и ионном виде.
10.Химические свойства солей.
11.Напишите уравнения реакций гидролиза нитрата алюминия,
хлорида железа (II).
12.По сокращенным ионным уравнениям реакций напишите пол-
ные ионные и молекулярные:
Расчетные задачи
1. Определите массу сульфата натрия, который образуется
при взаимодействии 160 г гидроксида натрия со 150 г серной
кислоты.
2. Определите массу годроксида меди (II), который обра-
зуется при взаимодействии 500 г нитрата меди (II) со 160 г
гидроксида натрия.
3. Определите объем газа (н.у.), выделившегося при дей-
ствии 24,5 г 8%-го раствора серной кислоты на 10,6 u 10%-ного
раствора карбоната натрия.
4. К 20 г 5%-ного раствора сульфата железа (II) добавили
20 г 8%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массу обра-
зовавшегося осадка.
Экспериментальные задачи
1. Проведите реакции, протекающие: а) с выпадением осад-
ка, б) с выделением газа, в) с образованием слабого электроли-
та - воды. Напишите молекулярные и ионные уравнения.
2. Проведите реакции, сущность которых выражена краткими
ионными уравнениями:
а) б)
Напишите молекулярные уравнения этих реакций.
3. Осуществите практически превращения в соответствии со
схемами:
а) б) в)
Напишите уравнения реакций, объясните окислительно-восстанови-
тельные процессы.
4. Осуществите превращение Напишите молеку-
лярные и ионные уравнения реакций.
109
@П Р И Л О Ж Е Н И Е IX
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ
В нашей школе уже стало традицией проведение обществен-
ных смотров знаний по различным курсам химии. Предлагаю мето-
дическую разработку по теме "Периодтческий закон и периодичес-
кая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение ато-
ма".
В начале урока - вступительное слово учителя, представле-
ние членов жюри (в него входят администрация школы, учителя
других школ) и двух команд, участвующих в состязании. Начи-
нается смотр знаний. Разминку проводим в форме фронтального
опроса. Затем учащиеся отвечеют по билетам. Далее предлагаем
им проверочную работу по характеристике обного из химических
элементов, исходя из его положения в периодической системе.
Члены жюри называют любые элементы главных подгрупп 1-4-го пе-
риодов. На выполнение задания отводим 10 мин.
После этого учащиеся отправляются в "путешествие" по хи-
мическому лабиринту, который мы взяли из книги А.А.Тыльсеппа,
В.А.Корка "Мы изучаем химию" (с. 67). Ну а скоротать время в
пути лучше всего за решением кроссворда. В конце смотра
восьмиклассников ожидает тестовое задание - это своего рода
блиц-турнир, а в финале - химическая викторина для самых стой-
ких.
Вопросы для разминки
1. Современная формулировка периодического закона
Д.И.Менделеева. Дата его открытия.
2. Определение периода. Как изменяются свойства химичес-
ких элементов в периодах?
3. В чем причина периодичности изменения свойств элемен-
тов?
4. Определение группы элементов. Какую подгруппу назы-
вают: а). главной; б). побочной?
5. Назовите элементы главной и побочной подгрупп VI груп-
пы.
6. Как изменяются свойства химических элементов в глав-
ных подгруппах?
7. Что общего в строении атомов: а) всех химических эле-
ментов, б) элементов одного и того же периода, в) элементов
одной и той же группы, главной подгруппы?
8. Каков состав атомных ядер?
9. Что такое изотопы? В чем различия между 39 К, 40 К, 41 К?
10.Какое определение можно дать понятию "химический эле-
мент"?
11.Чем отличаются - и -электроны? Что такое спин элек-
трона?
12. Как определить: а) число подуровней не энергетичес-
ком уровне, б) предельное число электронов на -, -, - и -поду-
ровнях?
13.Какой элемент имеет следующую электронную формулу:
К каким элементам , или он относится и почему? Дайте характе-
ристику его наружного энергетического уровня.
14.Определите элемент по его электронной формуле.
15.В атоме какого химического элемента электроны распола-
гаются следующим образом:
16.Чем отличаются ядерные реакции от химических?
17.Какой элемент образуется в результате ядерной реакции:
Билеты для индивидуальных ответов учащихся
1.1. Составьте формулы гидроксидов элементов третьего пе-
риода. Как изменяются свойства этих гидроксидов с увеличением
порядкового номера элемента?
1.2. Назовите число энергетических уровней и число элек-
тронов на наружном энергетическом уровне для элементов N 37,
N 22, N 15. К каким элементам , или они относятся и почему?
2.1. У какого из элементов - магния или стронция - метал-
лические свойства выражены сильнее. Ответ поясните.
2.2. Оксид элемента I группы имеет относительную молеку-
лярную массу 94. Какой элемент? Ответ подтвердите расчетом.
3.1. У какого из элементов - кремния или хлора - неметал-
лические свойства выражены сильнее? ответ поясните.
3.2. Чем сходны и чем отличаются по составу ядра и ?
4.1. Что показывает:
а) порядковый номер элемента, б) номер периода, в) но-
мер группы. Ответ поясните примерами.
4.2. Составьте электронные формулы для элементов N 9 и N
26. Изобразите графически распределение электронов по орбитам.
5.1. Проанализируйте перечисленные ниже общие формулы
соединений элементов с водородом и кислородом:
Какие из них соответствуют высшему оксиду и летучему во-
дородному соединению: а) углерода, б) хлора.
5.2. Гидроксид элемента II группы имеет относительную мо-
лекулярную массу 74. Какой это элемент? Ответ подтвердите рас-
четом.
6.1. Составьте не менее шести формул солей, в состав ко-
торых входили бы только элементы их второго периода. Назовите
это соли.
6.2. У какого из гидроксидов, формулы которых приведены
ниже, кислотные свойства выражены сильнее:
Расположите вещества в ряд по мере усиления кислотных свойств.
7.1. Почему элементы главных подгрупп I и VII групп рез-
ко различаются по свойствам?
Ответ поясните записью схем строения одного из атомов эле-
ментов I и VII групп соответственно.
7.2. Назовите изотопы водорода. Обозначьте и сравните их
состав.
8.1. Какие вещества образуются при взаимодействии гидрок-
сидов элементов N 19 и N 15? Составьте уравнение реакции.
8.2. У каких элементов сильнее выражены неметаллические
свойства, если строение их внешних энергетических уровней от-
вечает формулам:
а)
б)
в)
г)
Ответ поясните.
К Р О С С В О Р Д Ы
Вопросы к кроссворду I
Ключевое слово - вещество, ускоряющее химическую реакцию.
1. Продукт фотосинтеза.
2. Сплав меди с цинком.
←предыдущая следующая→
... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
|
|