←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
формулировок практически пол-
ностью сливаются с целями, которых стремится достичь школа в
целом. А последние сходны с социальным заказом, сформулирован-
ным в общегосударственных документах.
- Формирование у учащихся знаний о важнейших фактах, за-
конах, теориях (цель обучения).
- Интеллектуальное развитие школьников, формирование у
них умения сравнивать, обобщать, делать выводы и т.п. (цель
развития).
- Воспитание нравственности, гуманистических отношений,
готовности к труду (цель воспитания).
Степень приближения планируемых результатов естественно-
научного образования к целям может быть раскрыта в других важ-
ных нормативах программ - в задачах курсов и в требованиях к
результатам обучения. В отличие от целей задачи конкретных
курсов образовательной области "Естествознание" существенным
образом различаются. Они конкретизируют цели обучения, воспи-
тания и развития учащихся с учетом их возраста, профиля обуче-
ния, особенностей курсов и т.п. Время изучения предметов -
другая нормативная часть программы, определяющая число уроков
по каждой дисциплине в учебном году. Время, отводимое на изу-
чение учебных предметов, в том или ином классе, определяет
обязательную учебную нагрузку школьников.
Рассмотрим учебный план образовательной области "Естес-
твознание".
11
Таблица 1
@ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
@ ОБЛАСТИ "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ"
-----------------------T---T---T---T---T---T---T---T---T---T---¬
¦ Содержание ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10¦ 11¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦ @I. Федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ @ компонент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Окружающий мир ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦2. Природоведение ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦3/0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦3. Биология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0/2¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦4. География ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦5. Физика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦6. Химия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦ @II.Национально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ @региональный компонент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Естествознание ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦2. Экология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦ @III.Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ @(школьный компонент) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Довузовская подго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товка (с/х класс) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,5¦0,5¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦2. Физика вокруг нас ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,5¦0,5¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦3.Экология * ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
¦ Итого ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 11¦ 6 ¦ 8 ¦ 10¦ 8 ¦ 7 ¦
L----------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----
* - за счет учреждений дополнительного образования
Педагоги, работающие в образовательной области "Естес-
твознание" нашего образовательного учреждения, включились в
работу по внедрению интегрированных курсов "Естествознание и
прикладная экология" и продолжают работу по традиционным прог-
раммам естественных дисциплин. Из школьного учебного плана
видно, что введение в начальной школе учебных дисциплин "Окру-
жающий мир" и "Экология" представляют начальное естествозна-
ние. Учителя добиваются от учащихся максимальных зрительных
впечатлений: экскурсии "на природу", в музей и т.д.
Естествознание в V-VI классах с 1998г. представляет еди-
ный двухлетний курс интегрированного характера, позволяет уча-
12
щимся придти к пониманию единства многообразия окружающего ми-
ра, системы природных процессов, социокультурной гуманистичес-
кой и практической ценности естествознания для жизни человека.
Сделана попытка реализовать данное содержание образования че-
рез природные комплексы, недра, флоры - окружающих нас.
В VII-X классах физика, химия, биология изучаются как са-
мостоятельные предметы, а школьный компонент реализуется в ви-
де углубленно-профильных курсов и факультативов по выбору.
В XI классе предполагается ввести курс "Естествознание" в
1999-2000г. Здесь также возможны и необходимы варианты прог-
рамм в зависимости от профиля и ориентации учреждения.
Рассмотрим другой компонент содержания естественнонаучно-
го образования - содержание учебного предмета "Химия" и роль
школьного химического образования с учетом современных тенден-
ций развития.
Школьное химическое образование имеет следующую струк-
туру в нашем образовательном учреждении.
Первоначальные элементы химических знаний вводятся в
I-III классах начальной школы и V-VI классах основной школы,
при изучении интегрированных курсов "Окружающий мир" (I-III
кл.), "Естествознание" (V-VI кл.), а также систематических
курсов биологии и физики (VII кл.). Данный пропедевтический
этап получения химических знаний называют первой ступенью сис-
темы химического образования.
Обязательная общеобразовательная подготовка обучающихся
по химии осуществляется в VIII-IX классах основной школы - на
второй ступени школьного химического образования. Химические
знания на этой ступени обучения формируются при изучении сис-
тематического курса химии и являются основой для продолжения
химического образования в старших классах (X-XI) средней (пол-
ной) школы.
Поэтому организация второй ступени обучения химии обяза-
тельна для всех видов общеобразовательных учреждений.
Химические знания у учащихся старших классов средней шко-
лы формируются при изучении систематических курсов химии, раз-
личных по своему теоретическому уровню и прикладной направлен-
ности. Этот этап обучения является третьей ступенью школьного
химического образования.
Данная структура школьного химического образования реали-
13
зуется в соответствии с нормативной продолжительностью изуче-
ния химии, определяемой Базисным учебным планом, утвержденным
приказом Министерства общего и профессионального образования
РФ от 09.02.98 N 322. Учебный предмет "Химия" является одной
из составляющих его федерального компонента и включен в обра-
зовательную область "Естествознание".
На обязательное изучение учебного предмета "Химия" Базис-
ным учебным планом в VIII-IX классах отводится не менее двух
учебных часов в неделю. Данное количество часов в основной
школе предусмотрено для изучения материала, включенного в обя-
зательный минимум содержания, составляющего инвариантную часть
программы по химии.
Однако уже на этом этапе обучения целесообразно предус-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|