←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
мотреть создание соответствующих условий для обучения химии в
старших классах. В старших классах полной средней школы пре-
дусматривается обучение химии по принципу профильной дифферен-
циации. На обязательное изучение химии при этом отводится по 2
часа в неделю в X -XI классах.
Наше образовательное учреждение 4 года заключает договор
с Сельскохозяйственной Академией г.Екатеринбурга и создает
профильные классы на договорной основе. Поэтому в школьный
учебный план в вариативной части введены часы для углубленно-
го изучения химии. Мы работаем по "Программе химии X-XI клас-
сов сельскохозяйственного профиля школ Свердловской области".
Разработчики: ИвановаР.Г., Каверина А.А., БабичЭ.А. Екатерин-
бург, УрГСХА. 1996г. В результате данной деятельности ежегод-
но ребята поступают в Сельскохозяйственную Академию и успешно
учатся в ней (см.приложение 2).
Данная программа содержит два раздела неорганической и
органической химии, в которых раскрываются темы уроков в X-XI
классах, даны практические и лабораторные работы. Цель ее сос-
тоит в расширении и углублении базовых химических знаний
школьников, которые представлены стандартом, а также в форми-
ровании первоначальных агрохимических знаний, необходимых для
осуществления допрофессиональной подготовки учащихся.
Нормативным документом для преподавателей учебных дисцип-
лин естественнонаучного цикла является Государственный стан-
дарт. Его предназначение - повышение качества образования за
14
счет регламентации требований к результатам обучения и упоря-
дочения системы контроля за эффективностью работы образова-
тельных учреждений.
В Законе "Об образовании", ст.23 Конституции РФ стави-
лась задача создания Федерального образовательного стандарта,
сегодня эта задача реализована.
Закон трактует Государственный стандарт, как сумму трех
составляющих:
- обязательный минимум содержания образования;
- максимальный объем учебной нагрузки (рассмотрен выше);
-требования к уровню подготовки выпускников.
В данном случае стандарт играет роль инструмента управле-
ния качеством образования на государственном уровне, с другой
стороны, стандарт служит социальной гарантией учащихся и обес-
печивает их конкурентноспособность.
Разработанный в настоящее время Государственный образова-
тельный стандарт по химии включает в себя элементы, предусмот-
ренные Законом. Так он характеризует общие цели школьного хи-
мического образования, общую структуру его содержания на базо-
вом уровне, задает систему требований к обязательной подготов-
ке учащихся, описывает основные способы и средства осуществле-
ния контроля за выполнением школой установленных требований
(см. приложение 3):"Обязательный минимум содержания химическо-
го образования".
Итак, продолжаем разговор о требованиях к уровню подго-
товки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Усвоение учебного материала возможно на разных уровнях -
узнавание, воспроизведение и применение. Выявление уровня ус-
воения возможно с помощью системы специально подобранных зада-
ний, выполнение которых требует от учащегося различных спосо-
бов деятельности. Об этом более подробно мы говорим в Главе
II. Мониторинг результатов учебного процесса - в разделе
"Экспертно-обучающие системы". Традиционно различают два спо-
соба деятельности: репродуктивный и продуктивный. Способы дея-
тельности формируются при обучении через достижение учебных
15
целей. В стандартах и программах сформулированы требования к
уровню подготовки учащегося в форме обобщенных типов учебных
целей (например, "учащийся должен знать","понимать","уметь
анализировать" и т.п.). В таксономии учебных целей Блума
приведены категории учебных целей (знание, понимание, примене-
ние, анализ, синтез, оценка) и соответствующие этим катего-
риям обобщенные типы целей. Выявить достижение каждой цели поз-
воляет контрольное задание - индикатор. В зависимости от ре-
зультатов выполнения задания можно сделать заключение о дости-
жении учащимся заданной цели обучения и преимущественном спо-
собе его деятельности. Каждая учебная цель предполагает дости-
жение предыдущей цели, например, чтобы применить изученный ма-
териал, необходимо его знать и понимать.
Переход от репродуктивного способа действий к продуктив-
ному можно условно сопоставить с переходом от применения изу-
ченного материала в знакомой ситуации к применению этого мате-
риала в нестандартной ситуации.
Возможности методики:
- разработка или подбор из различных источников ( учебни-
ки, методические пособия. задачники и т.д.) такой системы за-
даний, которая позволяет выявит объем материала, усвоенного
учащимся, уровень усвоения этого материала и структуру сформи
рованного у учащегося знания. Отбор содержания и уровень ус-
воения определяются требованиями стандарта или программы:
- разработка заданий для различных видов контроля - от
текущего (оперативного), осуществляемого учителем на каждом
уроке - до итогового, выявляющего соответствие уровня подго-
товки выпускника требованиям Государственного образовательно-
го стандарта;
- простота и доступность анализа выполнения контрольной
работы, а также универсальная форма их представления на всех
уровнях управления процессом образования.
беседуя с учителями-предметниками, в том числе с учителя-
ми, работающими в образовательной области "Естествознание", с
классными руководителями, опираясь на исследования, проводи-
мые администрацией школы по проблеме "Образование на селе",
опираясь на результаты контрольных работ, проводимых за два
года по всем образовательным областям - представляется возмож-
16
ность проанализировать уровень развития учащихся VI-IXклас-
сов за последние три года.
Таблица 2
@УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ VI КЛАССОВ
-----------------T----------T----------T----------T-----------¬
¦Уровень развития¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦Ожидаемый ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦результат ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Высший ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2,6% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Высокий ¦ 13 ¦ 19 ¦ 17 ¦ 22% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Выше среднего ¦ 25 ¦ 30 ¦ 24 ¦ 32% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Средний ¦ 17 ¦ 9 ¦ 16 ¦ 21% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Ниже среднего ¦ 15 ¦ 11 ¦ 13 ¦ 18% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Низкий ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4,4% ¦
+----------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Всего детей ¦ 76 ¦ 75 ¦ 74 ¦ ¦
L----------------+----------+----------+----------+------------
Анализируя результаты выполненных работ, уровень разви-
тия детей определялся по способности воспроизведения учебного
материала на уровнях узнавания, воспроизведения, применения,
способности перехода от репродуктивного способа действий к
продуктивному. И фактический показатель высшего уровня разви-
тия определялся применением изученного материала в нестандарт-
ной ситуации.
Разный уровень развития учащихся внутри класса, разный
уровень подготовки класса в целом заставляет подбирать изучае-
мый материал с разным
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
|
|