Экспертиза качества образования учебного предмета
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Экспертиза качества образования учебного предмета

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


мотреть создание соответствующих условий для обучения химии в

старших классах. В старших классах полной средней школы пре-

дусматривается обучение химии по принципу профильной дифферен-

циации. На обязательное изучение химии при этом отводится по 2

часа в неделю в X -XI классах.

Наше образовательное учреждение 4 года заключает договор

с Сельскохозяйственной Академией г.Екатеринбурга и создает

профильные классы на договорной основе. Поэтому в школьный

учебный план в вариативной части введены часы для углубленно-

го изучения химии. Мы работаем по "Программе химии X-XI клас-

сов сельскохозяйственного профиля школ Свердловской области".

Разработчики: ИвановаР.Г., Каверина А.А., БабичЭ.А. Екатерин-

бург, УрГСХА. 1996г. В результате данной деятельности ежегод-

но ребята поступают в Сельскохозяйственную Академию и успешно

учатся в ней (см.приложение 2).

Данная программа содержит два раздела неорганической и

органической химии, в которых раскрываются темы уроков в X-XI

классах, даны практические и лабораторные работы. Цель ее сос-

тоит в расширении и углублении базовых химических знаний

школьников, которые представлены стандартом, а также в форми-

ровании первоначальных агрохимических знаний, необходимых для

осуществления допрофессиональной подготовки учащихся.

Нормативным документом для преподавателей учебных дисцип-

лин естественнонаучного цикла является Государственный стан-

дарт. Его предназначение - повышение качества образования за

14

счет регламентации требований к результатам обучения и упоря-

дочения системы контроля за эффективностью работы образова-

тельных учреждений.

В Законе "Об образовании", ст.23 Конституции РФ стави-

лась задача создания Федерального образовательного стандарта,

сегодня эта задача реализована.

Закон трактует Государственный стандарт, как сумму трех

составляющих:

- обязательный минимум содержания образования;

- максимальный объем учебной нагрузки (рассмотрен выше);

-требования к уровню подготовки выпускников.

В данном случае стандарт играет роль инструмента управле-

ния качеством образования на государственном уровне, с другой

стороны, стандарт служит социальной гарантией учащихся и обес-

печивает их конкурентноспособность.

Разработанный в настоящее время Государственный образова-

тельный стандарт по химии включает в себя элементы, предусмот-

ренные Законом. Так он характеризует общие цели школьного хи-

мического образования, общую структуру его содержания на базо-

вом уровне, задает систему требований к обязательной подготов-

ке учащихся, описывает основные способы и средства осуществле-

ния контроля за выполнением школой установленных требований

(см. приложение 3):"Обязательный минимум содержания химическо-

го образования".

Итак, продолжаем разговор о требованиях к уровню подго-

товки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Усвоение учебного материала возможно на разных уровнях -

узнавание, воспроизведение и применение. Выявление уровня ус-

воения возможно с помощью системы специально подобранных зада-

ний, выполнение которых требует от учащегося различных спосо-

бов деятельности. Об этом более подробно мы говорим в Главе

II. Мониторинг результатов учебного процесса - в разделе

"Экспертно-обучающие системы". Традиционно различают два спо-

соба деятельности: репродуктивный и продуктивный. Способы дея-

тельности формируются при обучении через достижение учебных

15

целей. В стандартах и программах сформулированы требования к

уровню подготовки учащегося в форме обобщенных типов учебных

целей (например, "учащийся должен знать","понимать","уметь

анализировать" и т.п.). В таксономии учебных целей Блума

приведены категории учебных целей (знание, понимание, примене-

ние, анализ, синтез, оценка) и соответствующие этим катего-

риям обобщенные типы целей. Выявить достижение каждой цели поз-

воляет контрольное задание - индикатор. В зависимости от ре-

зультатов выполнения задания можно сделать заключение о дости-

жении учащимся заданной цели обучения и преимущественном спо-

собе его деятельности. Каждая учебная цель предполагает дости-

жение предыдущей цели, например, чтобы применить изученный ма-

териал, необходимо его знать и понимать.

Переход от репродуктивного способа действий к продуктив-

ному можно условно сопоставить с переходом от применения изу-

ченного материала в знакомой ситуации к применению этого мате-

риала в нестандартной ситуации.

Возможности методики:

- разработка или подбор из различных источников ( учебни-

ки, методические пособия. задачники и т.д.) такой системы за-

даний, которая позволяет выявит объем материала, усвоенного

учащимся, уровень усвоения этого материала и структуру сформи

рованного у учащегося знания. Отбор содержания и уровень ус-

воения определяются требованиями стандарта или программы:

- разработка заданий для различных видов контроля - от

текущего (оперативного), осуществляемого учителем на каждом

уроке - до итогового, выявляющего соответствие уровня подго-

товки выпускника требованиям Государственного образовательно-

го стандарта;

- простота и доступность анализа выполнения контрольной

работы, а также универсальная форма их представления на всех

уровнях управления процессом образования.

беседуя с учителями-предметниками, в том числе с учителя-

ми, работающими в образовательной области "Естествознание", с

классными руководителями, опираясь на исследования, проводи-

мые администрацией школы по проблеме "Образование на селе",

опираясь на результаты контрольных работ, проводимых за два

года по всем образовательным областям - представляется возмож-

16

ность проанализировать уровень развития учащихся VI-IXклас-

сов за последние три года.

Таблица 2

@УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ VI КЛАССОВ

-----------------T----------T----------T----------T-----------¬

¦Уровень развития¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦Ожидаемый ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦результат ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Высший ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2,6% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Высокий ¦ 13 ¦ 19 ¦ 17 ¦ 22% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Выше среднего ¦ 25 ¦ 30 ¦ 24 ¦ 32% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Средний ¦ 17 ¦ 9 ¦ 16 ¦ 21% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Ниже среднего ¦ 15 ¦ 11 ¦ 13 ¦ 18% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Низкий ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4,4% ¦

+----------------+----------+----------+----------+-----------+

¦ Всего детей ¦ 76 ¦ 75 ¦ 74 ¦ ¦

L----------------+----------+----------+----------+------------

Анализируя результаты выполненных работ, уровень разви-

тия детей определялся по способности воспроизведения учебного

материала на уровнях узнавания, воспроизведения, применения,

способности перехода от репродуктивного способа действий к

продуктивному. И фактический показатель высшего уровня разви-

тия определялся применением изученного материала в нестандарт-

ной ситуации.

Разный уровень развития учащихся внутри класса, разный

уровень подготовки класса в целом заставляет подбирать изучае-

мый материал с разным

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»