←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Оценка уровня подготовки учащихся по различным образова-
тельным областям и выявление его соответствия заданным в стан-
дартах нормам осуществляется при итоговой аттестации выпускни-
20
ков основной и средней ( полной) школы IX-XI классов. Уровень
подготовки учащихся других классов сопоставляется с требова-
ниями учебной программы на определенном этапе изучения предме-
та.
В таблице 4 "График уровня подготовки учащихся по учеб-
ным дисциплинам биология, физика, химия" представлены годовые
оценки, которые характеризуют уровень подготовки учащихся VIII
классов в 1997-98 учебном году.
Результаты показывают, что отобранный материал позволяет
развивать учащихся в соответствии их возможностями.
Учебный предмет биологии очень близок к природе человека
и успешность детей выше. Учебные дисциплины физика и химия
требуют включения ассоциативного мышления и, занимаясь с 8А,
8Б и 8В классами на уровне репродуктивной деятельности, ре-
зультаты образования соответствуют стандарту. Эти же задания,
выполненные учащимися в 8Г класса в эту систему оценок не мо-
гут входить, дети выполняют более сложные задания и имеют
соответствующий результат (см. таблицу 4).
Система знаний, освоенные способы деятельности, а также
мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности
учащихся являются результатом образовательного процесса. Как
его построить, как эффективно определить время на изучение той
или иной темы? Использую в своей практике методы интенсивнос-
ти обучения.
В нашем ОУ N 18 предметы естественнонаучного цикла ведут-
ся по традиционным программам, где учитель по своему усмотре-
нию может изменять время, отведенное на изучение отдельных
тем, хотя такие возможности весьма невелики. Время на изуче-
ние отдельных тем определяю на основании собственного опыта,
учитывая объем и сложность учебного материала, освоение его
учащимися. Но более эффективным способом определения времени
изучения темы считаю метод интенсивности обучения. Под интен-
сивностью обучения понимают величину, показывающую сколько но-
вых для учащихся элементов содержания учитель объясняет на од-
ном уроке. Чем больше таких элементов учитель выносит на урок,
тем интенсивность обучения выше.
Данные о средней интенсивности обучения химии по классам
приведены в таблице 5.
21
Таблица 5
@СРЕДНЯЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В VII-XI КЛАССАХ
---------------T-------------------------------T--------------¬
¦ ¦ Характер материала ¦ Число ¦
¦ Класс +---------------T---------------+ элементов ¦
¦ ¦ теоретический ¦ описательный ¦ ¦
+--------------+---------------+---------------+--------------+
¦ VIII ¦ 4 ¦ 5 ¦ 9 ¦
¦ IX ¦ 6 ¦ 9 ¦ 15 ¦
¦ X ¦ 6 ¦ 9 ¦ 15 ¦
¦ XI ¦ 9 ¦ 10 ¦ 19 ¦
L--------------+---------------+---------------+---------------
Чтобы правильно, с учетом средней интенсивности обучения
распрелить по отдельным темам нагрузку учащихся, необходимо
определить и расчитать число элементов содержания. Элемент со-
держания - это каждый новый объект изучения.
Например, тема "Кислород. Оксиды. Горение", изучаемая в
VIII классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.
22
Таблица 6
@ПОДСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ
-----------------------T---------------T-------------------------¬
¦ Содержание темы ¦Число элементов¦ Примечание ¦
+----------------------+---------------+-------------------------+
¦1. Кислород - химичес-¦ ¦т.к. в программе дана рас¦
¦кий элемент.Химический¦ ¦шифровка характеристики ¦
¦знак, относительная ¦ ¦объекта изучения ¦
¦атомная масса, валент-¦ ¦ ¦
¦ность, распространен- ¦ ¦ ¦
¦ ность в природе ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Кислород - простое ¦ ¦ ¦
¦вещество ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Физические свойства¦ ¦ ¦
¦кислорода ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Химические свойства¦ ¦т.к. в программе раскры- ¦
¦кислорода:взаимодейст-¦ ¦ваются те свойства, ко- ¦
¦вие с фосфором, углем,¦ ¦торые должен знать ученик¦
¦серой, железом ¦ 4 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Окисление ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Оксиды ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Применение кислоро-¦ ¦ ¦
¦да ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Круговорот кислоро-¦ ¦ ¦
¦да в природе ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Получение кислорода¦ ¦ ¦
¦в лаборатории и промыш¦ ¦ ¦
¦ленности ¦ 2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10.Понятие о катализа-¦ ¦ ¦
¦торе ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11.Условия возникнове-¦ ¦ ¦
¦ния и прекращения горе¦ ¦ ¦
¦ния, меры по предупреж¦ ¦ ¦
¦дению пожаров ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12.Реакции экзо и эндо¦ ¦ ¦
¦термические ¦ 2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦13.Охрана атмосферного¦ ¦ ¦
¦воздуха от загрязнений¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Итого ¦ 23 ¦ ¦
L----------------------+---------------+--------------------------
Анализ данной темы показывает, что каждое отдельное пред-
ложение в программе можно считать элементом содержания. В опи-
сательных темах число элементов содержания в учебнике в 1,8
раза больше, чем в программе (т.к. содержание дается в сжатом
23
виде), а в
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
|
|