←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
люблю с ним играть.»
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).
Выводы.
Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей.
Анкета.
С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало участие 17 человек.
Вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?
3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?
5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
Анализ ответов.
По результатам анкеты была составлена таблица.
№ вопроса
/
Ответы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Да
94%
76%
100%
94%
70%
82%
Нет
6%
6%
0%
6%
30%
18%
Не очень
0%
18%
0%
0%
0%
0%
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса).
На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие:
- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%;
- легче, удобнее описывать - 35%;
- описание получается более точным и подробным - 24%.
70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными.
82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.
Выводы.
Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше.
Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.
Заключение
1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.
2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.
3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.
До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.
После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.
Уровни развития речевых умений до и после обучения.
Уровень развития умения строить описание
(последовательно и связно описывать)
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Уровень развития умения раскрывать тему
и основную мысль в сочинении
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
Уровень развития умения отбирать материал
в соответствии с темой сочинения
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Уровень развития умения использовать
прилагательные в описательном тексте
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.
Количество употреблённых в описаниях прилагательных
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%).
Средние показатели уровней развития
рассматриваемых речевых умений
до(1) и после (2) обучения.
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.
Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусством повысился в среднем на 40%.
4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.
2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.
Результаты ответов на вопросы анкеты.
Вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?
3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?
5. Как ты думаешь, сочинения
←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|