Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Этнопедагогика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


присутствовала в календарных и семейных обрядах (свя¬точное ряженье, свадьба и т. д.). В про¬цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, паро¬дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра¬зие форм народного кукольного театра опреде¬лялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионет¬ки — куклы на нитках — и др.). Народные те¬атры кукол разыгрывали пьесы, переска¬зывающие сказки и легенды, инсцени¬ровали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред¬ставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро¬ванного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и же¬стов; в ходе представлений актёры непо¬средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать вто¬ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте¬рес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуа¬ций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

2.5. Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был ча¬стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово¬ды наполнялись новым содержанием, вы¬ражавшим новые особенности быта. На¬роды, занимавшиеся охотой, животно¬водством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выра¬зительно передавались характер и повад¬ки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за¬нимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно¬шение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных ин¬струментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовы¬ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак¬тер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрываю¬щее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди¬нацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

2.6. Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка¬чество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художест¬венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элемен¬том служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, есте¬ственной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подго¬товительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом ре¬зультаты его индивидуальной изобрета¬тельности, приводящей к выработке наи¬более рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым от¬бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян¬ные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со¬храняя общую форму и об¬разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, де¬коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

3. Принципы народной педагогики

3.1. Закономерности народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных пе¬дагогических систем, дающих возможность осуществлять "пере¬нос" знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:

• наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпо¬се, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

• единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (обществен¬ных) требований и народности;

• общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (при¬рода, труд, игра и др.);

• общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особен¬ности развития народов, определяющие характер труда, игр, празд¬ников, традиций и обрядов, содержание устного народного творче¬ства, изобразительного искусства и народных промыслов, специфи¬ку отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процес¬са, базирующегося на народной педагогике, следует положить иде¬ал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органиче¬ски включается в систему современных социальных целей и выпол¬няет по отношению к учебно-воспитательным системам роль про¬граммы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культу¬ры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и мно¬гие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмира¬ет, если теряет свою социально значимую основу.

3.2. Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традици¬онной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, ле¬генд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афо¬ристическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

Заключение

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась ос¬новным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за каче¬ство воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»