Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Этнопедагогика

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 

представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до насто¬ящего времени в виде заповедей, народной мудрости.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с ро¬дителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще об¬ращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образова¬ния и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее стано¬вится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и раз¬витие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать ос¬новой современных учебно-воспитательных систем.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспита¬ния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспита¬ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече¬ских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на¬до использовать весь арсенал народных средств и факторов воспи¬тания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред¬ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенны¬ми запретами, способствующими сохранению и развитию челове¬ческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесви¬детельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число биб¬лейских заповедей.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое ме¬сто всегда отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в поэтиче¬ских описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание добро¬ты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждаю¬щим других.

Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда вы¬смеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта за¬поведь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в пло¬дах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".

Но одним из важнейших условий воспитания в народ¬ной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

Литература:

1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.

4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993.

5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.

6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»