Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Министерство высшего образования Р.Ф.

Армавирский Государственный педагогический институт.

Кафедра психологии.

Курсовая работа

по теме:

«Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии»

Работу выполнила

студентка 5 курса:

Лацинник Виктория Юрьевна.

Руководитель:

Ковега Валерий Константинович.

Армавир.

2000 г.

Введение.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с инте-ресом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а же-лания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сфор-мировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он отно-сится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Целью исследования является выяснение следующих вопросов,: ка-кие интересы имеются у подростков, их отношение к технологии и обуче-нию, какие факторы влияют на возникновение и развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков. Предметом исследования яв-ляется познавательная деятельность. Объектом исследования будут подро-стки, учащиеся 7 – 8 классов.

Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внеш-ние воздействия являются определяющими в развитии познавательной ак-тивности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приоб-ретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребно-сти. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направ-ленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Благодаря направленности личности школьника вся его познаватель-ная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устой-чивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внима-ния к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познаватель-ной активности и самостоятельности личности.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной дея-тельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности все-гда связана с каким – нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не толь-ко проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробу-ждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех вре-мен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выяв-ление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельно-сти и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познава-тельное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенден-цию переходить в познавательную направленность личности. От непосред-ственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлечен-ности) интерес отличается наличием Эмоционально – познавательного от-ношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радо-сти познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о по-явлении интереса.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к ак-тивной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потреб-ности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значи-мых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсив-ность протекания познавательной деятельности учащихся.

При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заин-тересован.

Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной степени актуальный для исследования про-блемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследова-ния познавательного интереса учащихся подойдем, прежде всего, с пози-ции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнару-живаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свой-ства личности.

Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой сто-роны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.

Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого проис-ходит систематическое овладение знаниями в предметных различных об-ластях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчер-пывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде дея-тельности, поскольку познавательная и практическая стороны для лично-сти не обособлены, есть необходимая почва для формирования познава-тельного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.

В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет зна-чительный простор для формирования познавательного интереса.

Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростков зависит от педагогически правильной ее организации, исполь-зование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика. К последним относятся потребности, система целей и задач лич-ности, ее позиции, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и об-наруживающий себя зачатки новообразований.

Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает ак-тивность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубля-ет познавательный интерес.

При исследовании интересов используют следующие методы - анке-тирование, сочинение, эксперементальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование .

Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы по-знавательного интереса и его влияния на обучение.

Глава 1.

Познавательный интерес как фактор развития активно-сти самостоятельности учения.

§ 1. Значение познавательного интереса в обучении.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»