←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Коменский, совершивший революцию в дидактике, рас-сматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал ин-терес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обста-новки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес вос-питанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внеш-ний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса , разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.
Истоки интереса лежат в общественной жизни.
В интересе выражено единство объективного и субъективного.
Психология считает, что посредством интереса устанавливаются свя-зи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:
- обнажать в педагогическом процессе объективные возможно-сти интересных сторон, явлений окружающей жизни;
- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние ак-тивной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностя-ми;
- всей системой обучения и воспитания целенаправленно фор-мировать интерес как ценное свойство личности, содействую-щие ее творческой активности, ее целостному развитию.
Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.
Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её по-зицией и её ролью в деятельности коллектива.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педаго-гики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обу-чения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или уме-ниями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начи-нанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.
Анализ психологической структуры познавательного интереса при-вел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леонь-тьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представле-ны все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональ-ные, волевые.
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьни-ка и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школь-ника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, проис-ходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать дейст-вительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соот-ветствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - от-мечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой со-ставляет объективную основу развития познавательных интересов».
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.
Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятель-ные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добыва-ния знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятель-ности.
§ 2. Психологические предпосылки формирования по-знавательного интереса.
Интерес выступает перед нами как:
- избирательная направленность психических процессов челове-ка на объекты и явления окружающего мира;
- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, ко-торая приносит удовлетворение;
- мощный побудитель активной личности, под влиянием которо-го все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
В школе объектом познавательного интереса учащихся является со-держание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.
В сферу познавательного интереса включается не только приобре-таемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы позна-вания и содействующий постоянному поступательному движению школь-ника.
Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом дея-тельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что позна-вательная деятельность в данной предметной области под влиянием инте-реса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональ-ному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.
Элементы познавательной направленности имеют место в любом ин-тересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, есте-ственно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятель-ности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляет-ся:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный ин-терес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познаватель-ного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементар-ной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на про-цесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторо-нами.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной дея-тельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познаватель-ной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его по-знания.
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмо-ции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, на-сыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|