←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школь-ника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе свер-стников и ценность его личности в глазах взрослых.
Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизо-дический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес мо-жет иметь равный уровень своего развития и различный характер проявле-ния, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуально-го развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию сущест-венных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными спосо-бами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением за-дач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происхо-дит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить за-кономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описатель-ства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали иссле-дования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют дос-таточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.
Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к уста-новлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творче-ской деятельности, с приобретением новых и совершенствованием преж-них способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвига-ется у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, сущест-венных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.
Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с оп-ределенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость по-знавательного интереса к определенной области предметов и явлений по-зволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, ис-пользовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мо-тив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характе-рен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познаватель-ного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько си-лен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учеб-ного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его ус-тойчивости: преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.
Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточ-но устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представ-ляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда уче-ник не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познаватель-ный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.
В комплексе данных о познавательном интересе очень существен-ными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив то-же действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.
Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказы-вать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной си-туациях.
В свою очередь неосознанный интерес порождает всеястность в вы-боре круга чтения, ТВ, занятий в часы досуга, что мало содействует укреп-лению доминирующих интересов и определившихся склонностей школь-ника.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых зна-чимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разо-браться в этом.
В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, на-ходит свое выражение ряд значительных для обучения и развития момен-тов.
1. В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
2. В нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехо-да внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающе-гося обучения.
3. Психологическая структура самого феномена «интерес».
4. Под его влиянием активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельно-сти. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблю-дения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представ-ленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьни-ка.
§ 3. Особенность мыслительной деятельности подрост-ков.
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детско-го к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле под-росток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравст-венное развитие – и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и дея-тельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению наук. А это требует от их психи-ческой деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и дока-зательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объ-ектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть зна-чительно, большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере под-ростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявле-нии и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабо-стью самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общест-венно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неуме-ние сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общест-венно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.
Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрасте су-щественно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учите-лей
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|