Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


учите-лей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное от-ношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость под-ростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слу-шал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного ма-териала, он стремится теперь излагать материал своими словами, и протес-тует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощаю-щее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное ус-ловие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может со-четаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школь-ному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные не-удачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро пережи-вает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследо-вания (Берулавы), играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками само-воспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершен-ствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассу-ждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учите-ля к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответству-ет возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – на-растающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, из-менение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышле-нием в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообра-зии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывает-ся и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объ-яснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Некоторые младшие подростки испытывают затруднения при необ-ходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентиро-ваться лишь на их грамматическую форму. На этом основании они отно-сят существительные бег, ходьба к глаголам, существительные толстяк, красота - к прилагательным, а слова стоять, спать, молчать и даже ле-ниться отказываются считать глаголами, так как «здесь нет никакого дей-ствия», т.е. школьники ориентируются на наглядное значение слова, а не его грамматическую форму.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе уче-ния подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Воспри-ятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случай-ным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, про-цессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобрета-ют характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запо-минании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с од-ной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произ-вольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на оном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, со-вершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Лучший способ организовать внимание подростка связан не с при-менением учителем как - либо особых приемов, а с умением так организо-вать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни же-лания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением рабо-тает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познава-тельная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в разви-тии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изуче-нию основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер ус-воения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятель-но мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Все учебные предметы, изучаемые подростком, прежде всего, сти-мулируют развитие у него абстрактного мышления. Естественно, что ос-новной особенностью мыслительной деятельности подростка является на-растающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. Конечно, не должна иметь места упрощенная трактовка возрастных изменений в мышлении, согласно которой младший школьник мыслит конкретно, а в подростковом возрасте он переходит к абстрактному мышлению. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщаю-щие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частно-сти, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскры-тию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но об-щее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у стар-ших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается анали-тико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, сущест-венное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать опре-деленные положения, делать широкие обобщения.

Разумеется, и в пределах подросткового возраста имеют место воз-растные различия: одно дело-мышление школьника 11-12 лет, другое дело-мышление 15 лет.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить при-чинно-следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоя-тельные открытия.

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание зна-чимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизнен-ное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подрост-ков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отри-цательном отношении подростков к учению имеет осознание и пережива-ние ими неуспеха

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»