Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмо-ции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отноше-ние к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут вы-ступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внеш-ний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отно-шением к учащимся.

В подростковом и юношеством возрасте активно идет процесс по-знавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретически-ми рассуждениями и самоанализом. Важнейшее, интеллектуальное приоб-ретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

Особенно заметным в этом возрасте становится рост сознания и са-мосознание детей, представляющий собой существенное расширение сфе-ры осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измере-нии мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

В подростковом и юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с со-единением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, осо-бенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвое-ния понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельно-сти, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способ-ности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать по-ставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех прак-тических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Характерной особенностью подросткового возраста является готов-ность и способность по многим видам обучение, причем как в практиче-ском плане, так и в теоретическом. Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склон-ность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостоверится в истинности.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстриро-вать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их сто-роны.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем само-образования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, кото-рые увлечены таким же, как и он, делом.

Дети в данном возрасте уже заметно и достаточно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного раз-вития. Этими различиями определяются их дифференцированного отно-шения к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный ха-рактер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и поэтому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их люби-мые учителя. Успеваемость многих детей средних классов в школе вре-менно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются силь-ные, конкурирующие с учением интересы.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связан-ные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творче-ским трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и поддержания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, из-бирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются не плохие условия для формирования ор-ганизаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п.

стр. 23.

татов обучения протекает во взаимосвязи с самоанализом их самим школьником. В этом соответствии структура действий учителя и учеников и заключено единство процессов преподавания и учения, которые только в случае этого единства и создают новое целостное явление, которое и на-зывают процессом обучения. Рассмотренное взаимодействие преподавания и учения проявляется и в том случае когда ученик занят самостоятельной учебной деятельностью в отсутствие учителя или при самостоятельных ра-бот на уроках. В этом случае педагог опосредованно направляет действия учеников, так как до этого он поставил перед ними задачи стимулировал активное выполнение заданий и примет участие в анализе выполнения за-даний.

Как любая другая деятельность человека учебная деятельность по-лимотивирована.

Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся побудители такого типа как наказание и награда угроза и требование давление группы и т.д. Все они внешние по отношению к непосредствен-ной цели учения знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избежание неприятного дости-жение общественных или личных успехов удовлетворение честолюбия).

Сама цель - учение - при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей. Учение носит до некоторой степени вынужден-ный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Для данной ситуации характерно наличие противо-борствующих сил. Она в принципе является конфликтной поэтому связана со значительным психическим напряжением требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой .При большей остроте конфликта могут возникать тенденции " выйти из ситуации"(отказ обход трудностей или невроз ).Тогда ученик бросает учебу или срывается -начинает нару-шать правила впадает в апатию. Подобная структура учебной ситуации не-редко встречается в школьной практике.

§ 4. Психологические особенности учебной деятельности.

Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельно-сти, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуаль-ной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают её равностороннее воспитание.

Исходя из положений марксизма о роли труда в становлении челове-ка, советская психология утверждает, что предметная деятельность должна менять и меняет тип его поведения. Вместе с тем, для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психологическая деятельность, осуществляемая с помощью словесных, цифровых и других знаков. Эта деятельность ведет к психологическому развитию личности.

Различными знаками и материальными орудиями человек особенно активно овладевает во время специального организованного обучения. Со-циальные "отношения людей, проявленные, в частности, в обучении, ведут к развитию их высших психических функций. Теперь принято кратко пе-редавать эту мысль Л.С.Выготского в виде формулы: "Обучение идет впе-реди развития".

Принципиальное отличие советской педагогической психологии от многих зарубежных концепций состоит в том, что она ориентируется на активное формирование психологических функций, а не на пассивную их регистрацию и приспособление имеющемуся уровню. Отсюда весьма важ-ное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, т.е. необхо-димо

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»