Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алго-ритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащи-мися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики явля-ется поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек при-ходит к открытию определенных законов, закономерностей решения про-блем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследователь-ский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последую-щую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в орга-ническом единстве.

Приведем констатирующий эксперимент в средней школы № 5 горо-да Усть – Лабинска. В эксперименте участвуют ученицы 8 «а» класса с ок-тября по декабрь 1999 года на уроках технологии.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса уча-щихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим эксперимен-том в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение наце-лено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, про-цессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естествен-ных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помо-щью наблюдения вполне возможно.

Показатели по которым можно наблюдать приведены в Приложении № 1.

Результаты наблюдений приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

№ п/п Фамилия Имя Готовность к уроку Активность на теорети-ческой части урока Интерес к выполнению практиче-ского зада-ния Количество выполнен-ной работы

1. Аулова Света Нет фор-мы Низкая Не интере-суется Не справи-лась с за-данием

2. Марченко Даша Готова Высокая Работает с увлечени-ем Справилась с заданием

3. Лиманская Лиза Готова Высокая Работает без инте-реса Задание выполнено не полно-стью

4. Щепелева Юля Нет тет-ради Низкая Не интере-суется Не справи-лась с за-данием

5. Гребениченко Юля Нет фор-мы Высокая Работает с увлечени-ем Справилась с заданием

6. Луганская Наташа Готова Низкая Работает без инте-реса Задание выполнено не полно-стью

7. Бабешко Света Готова Высокая Работает с увлечени-ем Справилась с заданием

8. Булдакова Юля Нет ткани Низкая Не рабо-тает Не справи-лась с за-данием

9. Буланова Аня Нет ткани Низкая Не рабо-тает Не справи-лась с за-данием

10. Катко Арина Готова Низкая Не интере-суется Не справи-лась с за-данием

В ходе исследования применяются разнообразные эксперименталь-ные задания.

Изучение познавательных интересов школьников настоятельно тре-буют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, свя-занных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня разви-тия интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.

Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.

Вопросы беседы приведены в Приложении № 2.

Результаты беседы приведены в таблице № 2.

Таблица № 2.

№ п/п Фамилия Имя Тебе нравятся уроки техноло-гии? Что именно нра-вится или не нравится на уро-ках труда? Что бы ты хоте-ла изменить на уроках труда?

1. Аулова Света Нет Не интересно. Меньше пи-сать.

2. Марченко Даша Да Полезно для жизни. Побольше ин-тересного.

3. Лиманская Лиза Да Нравится шить. Научиться вышивать.

4. Щепелева Юля Не очень Много писать. Меньше пи-сать.

5. Гребениченко Юля Нет Много писать. Больше инте-ресного.

6. Луганская Наташа Не очень Трудно зани-маться. Меньше пи-сать.

7. Бабешко Света Да Нравится го-товить. Больше инте-ресных рецеп-тов.

8. Булдакова Юля Нет Не интересно. Больше инте-ресного.

9. Буланова Аня Нет Много писать. Меньше пи-сать.

10. Катко Арина Не очень Много писать. Играть в ин-тересные иг-ры.

Среди многих методических попыток выявить наличие и предмет-ную направленность познавательных интересов учащихся получили широ-кое распространение анкеты разнообразного характера.

Положительная сторона этого метода – получение массового мате-риала, на основе которого можно установить различные корреляции – ме-жду познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т. д.

Методом анкет можно в известной мере проследить изменение на-правленности познавательного интереса учащихся.

Методика исследования познавательных интересов с совершенной необходимостью должна быть направлена на вскрытие сущности процес-сов их формирования, а не на простую констатацию фактов наличия либо отсутствия этих интересов. В той связи следует подчеркнуть, что ответы на вопросы анкет представляют собой лишь строительный материал для ана-лиза, в котором и раскрывается теоретическая позиция исследования оцен-ки полученного материала.

См. Приложения № 3 – 4.

Результаты анкетирования приведены в таблицах № 3 – 4.

Анкета № 1.

№п/п Фамилия Имя 1 2 3 4 5

1. Аулова Света В Б А А Нет

2. Марченко Даша А В Е Д Да

3. Лиманская Лиза В А Б В Не очень

4. Щепелева Юля Б Д Д Г Нет

5. Гребениченко Юля В Г Г В Да

6. Луганская Наташа Б Д Г Г Нет

7. Бабешко Света А А Г Д Да

8. Булдакова Юля А В Г В Да

9. Буланова Аня В Г А А Да

10. Катко Арина В Г Б Г Да

Анкета № 2.

№ п/п Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Аулова Света нет да да не знаю да нет нет да нет да да да

2. Марченко Даша да да да да нет да да нет да нет да нет

3. Лиманская Лиза да да да да нет да да нет да нет да да

4. Щепелева Юля да да да да да нет нет нет нет нет да нет

5. Гребениченко Юля да да да да не очень нет нет нет нет нет да да

6. Луганская Наташа да да да да нет да да нет да нет да нет

7. Бабешко Света да да да да нет да да нет да нет да нет

8. Булдакова Юля нет не знаю да нет да да да да да нет да нет

9. Буланова Аня нет да да да нет да нет да да нет да еет

10 Катко Арина да да да да нет да да нет да нет да нет

Заключение.

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от про-цесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследова-ния, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех цен-ностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию об-щей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного инте-реса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содер-жании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направле-ниям.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдум-чивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь не-обходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:

1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспек-тивы ее движения;

2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед про-тиворечиями и учить диалектическому подходу в осмыслении на-учных фактов и идей;

4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явле-ний жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных зна-ний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при ре-шении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообра-зить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»