Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


совершенствовать спо-собы их познавательной деятельности:

1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому пред-мету наметить систему усложненных задач, требующих овладе-ния новыми, более совершенными познавательными умениями;

2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуж-дая к различному подходу в их решении;

3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, провер-ки опытным путем полученных знаний;

4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, рекон-струкци и опыта, самостоятельности мысли;

6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной сте-пени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению явля-ется необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду реше-ние поставленной на уроке задачи;

2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, вы-ходящих за пределы программы;

6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интере-сующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

7. Рекомендовать дополнительную литературу;

В области внеклассной работы программа рассчитывается на под-держание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:

1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, из-бранной ими области;

2. Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставлен-ные во внеклассноАй работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие по-лучили достаточную апробацию в опыте школ:

a) Вечера вопросов и ответов;

b) Конкурсы смекалки;

c) КВН;

d) Вечер веселой викторины;

e) Диспуты;

f) Школьные издательства;

g) Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;

h) Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;

i) Познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому не-обходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разно-образных путей и приемов поддержания познавательных интересов уча-щихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

- готовить выступления перед товарищами в классе;

- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материа-ла.

Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:

a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

b) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углуб-ление процессов и склонностей учащихся.

Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.

Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.

Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:

1. Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени;

2. Запись читаемых в течении 3 месяцев книг, если возможно, орга-низовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.

Для решения второй задачи следует:

a) Беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;

b) Побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;

c) Организация познавательных игр;

d) Занятия по занимательной математике;

e) Рекомендация книг для углубления познаний в интересующей об-ласти;

f) Беседы родителей с детьми о прошедшем дне;

g) Постановка длительных опытов и наблюдений;

h) Руководство творческой работой подростков в семье;

Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.

Родители помогают в формировании новых положительных пережи-ваний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных за-нятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для под-готовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.

Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень ак-тивную и многогранную.

Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значи-тельную и многогранную роль.

Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпо-сылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

Некоторый запас знаний является необходимой основой для возник-новения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми зна-ниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.

Огромную роль в формировании интереса играет книга – художест-венная и познавательная.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.

1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, хотели показать, что это один из самых значимых мо-тивов учения, формируя который мы создаем прочную и надеж-ную основу личности школьника.

2. Также стремились показать, что при помощи феномена познава-тельного интереса сложность и значимость стороны обучения, ко-торая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вы-зывает множество психологических процессов, от характера про-текания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.

3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определен-ным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными воз-можностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учитель очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Литература.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педаго-гика, 1982.

2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.

3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

5. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Пет-ровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.

6. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

7. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.

8. Кондратенко Труд и талант учителя.

9. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз-расте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.

11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.

12. Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.

13. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.

14. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо-вании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.

16. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.

17. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности уча-щихся при изучении теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.

18. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.

19. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. 1993. № 2. С. 17 – 21.

20. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

21. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учи-теля. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.

22. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной на-правленности личности в подростковом и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»