←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
совершенствовать спо-собы их познавательной деятельности:
1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому пред-мету наметить систему усложненных задач, требующих овладе-ния новыми, более совершенными познавательными умениями;
2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуж-дая к различному подходу в их решении;
3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, провер-ки опытным путем полученных знаний;
4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, рекон-струкци и опыта, самостоятельности мысли;
6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной сте-пени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению явля-ется необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:
1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду реше-ние поставленной на уроке задачи;
2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, вы-ходящих за пределы программы;
6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интере-сующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
7. Рекомендовать дополнительную литературу;
В области внеклассной работы программа рассчитывается на под-держание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:
1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, из-бранной ими области;
2. Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставлен-ные во внеклассноАй работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие по-лучили достаточную апробацию в опыте школ:
a) Вечера вопросов и ответов;
b) Конкурсы смекалки;
c) КВН;
d) Вечер веселой викторины;
e) Диспуты;
f) Школьные издательства;
g) Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;
h) Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;
i) Познавательные игры, игры – путешествия.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому не-обходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разно-образных путей и приемов поддержания познавательных интересов уча-щихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
- готовить выступления перед товарищами в классе;
- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материа-ла.
Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:
a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;
b) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углуб-ление процессов и склонностей учащихся.
Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.
Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.
Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:
1. Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени;
2. Запись читаемых в течении 3 месяцев книг, если возможно, орга-низовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.
Для решения второй задачи следует:
a) Беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;
b) Побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;
c) Организация познавательных игр;
d) Занятия по занимательной математике;
e) Рекомендация книг для углубления познаний в интересующей об-ласти;
f) Беседы родителей с детьми о прошедшем дне;
g) Постановка длительных опытов и наблюдений;
h) Руководство творческой работой подростков в семье;
Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.
Родители помогают в формировании новых положительных пережи-ваний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных за-нятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для под-готовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.
Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень ак-тивную и многогранную.
Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значи-тельную и многогранную роль.
Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпо-сылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.
Некоторый запас знаний является необходимой основой для возник-новения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми зна-ниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.
Огромную роль в формировании интереса играет книга – художест-венная и познавательная.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.
1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, хотели показать, что это один из самых значимых мо-тивов учения, формируя который мы создаем прочную и надеж-ную основу личности школьника.
2. Также стремились показать, что при помощи феномена познава-тельного интереса сложность и значимость стороны обучения, ко-торая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вы-зывает множество психологических процессов, от характера про-текания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.
3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определен-ным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными воз-можностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учитель очень важно не только его распознать, но и управлять им.
Литература.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педаго-гика, 1982.
2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.
3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.
5. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Пет-ровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
6. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
7. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.
8. Кондратенко Труд и талант учителя.
9. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз-расте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.
11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.
12. Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.
13. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.
14. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо-вании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.
16. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.
17. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности уча-щихся при изучении теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.
18. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.
19. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. 1993. № 2. С. 17 – 21.
20. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
21. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учи-теля. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.
22. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной на-правленности личности в подростковом и
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|