←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Министерство образования Российской Федерации
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра обшей физики, теории и методики обучения физике.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная
работа
Орск 2003
Министерство образования Российской Федерации
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра обшей физики, теории и методики обучения физике.
УДК 371.302.3
ББК 74.262.22
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная
работа
Исполнитель: Никушкин А.А.,
студент 4-го курса, группы “А”
специальность “01.04.00 – Физика”
(подпись)
Научный руководитель: к.п.н., доцент,
доцент кафедры общей физики и
ТиМОФ Пронина И.И.,
(подпись)
Зав. Кафедрой: доцент Никитин В. В.
(подпись)
Дата допуска к защите:
1.Защищен(а) с оценкой
“_ _ _ _ _ _ _ ” _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Члены комиссии: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _(Ф.И.О.)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _(Ф.И.О.)
2.Поступил(а) на кафедру.
Рег. № _ _ _ _ _ _ _ _
Лаборант (методист) _ _ _ _ _ _ _ _
(Ф.И.О.)
Орск 2003
РЕФЕРАТ
УДК 371.302.3
ББК 74.262.22
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Никушкин А.А. Педагогика. Орск: ОГТИ, 2003 – 96с.
Данная выпускная квалификационная работа содержит анализ приемов, средств и методов активизации познавательной деятельности и рассматривает методику их применения в учебном процессе по физике в 10 классе общеобразовательной школы.
Табл. 8, рис. 3, библ. 50.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся. 6
1.1. Деятельность – основа развития личности. 6
1.2. Цели и задачи активизации познавательной
деятельности. 11
1.3. Развитие мышления учащихся. 14
1.4. Формирование мотивов учения. 19
1.5. Приемы и средства активизации познавательной деятельности на уроках физики. 23
1.6. Рисунки на уроках физики. 42
1.7. Проведение комплексных экскурсий в природу. 46
1.8. Использование элементов занимательности
на уроках физики. 48
1.9. Задания творческого характера. 52
1.10. Применение в обучении частично-поискового
метода. 54
1.11. Применение слайдов и кодопозитивов. 56
1.12. Задачи на сообразительность. 60
Итоги главы. 65
Глава 2. Использование приемов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики. 66
2.1. Методика активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики. 66
2.2. Методика и результаты проведения педагогического эксперимента. 82
Итоги главы. 88
Заключение. 89
Литература. 90
Приложения. 94
Введение.
В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.[4]
Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов- физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Цель работы заключается в разработке методики исследования приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на уроках физики 10 класса.
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 10 классе.
Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.
В работе поставлены задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
2. Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.
§1. Деятельность – основа развития личности.
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. “Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…” [34]
Потенциальные возможности деятельности для развития человека исключительно велики. Они шире, богаче, чем любые ее проявления. Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Его невозможно исчерпать никакой программой, никаким специальным конструированием.
Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению. Но существуют и другие мнения.
В ряде своих работ крупнейший психолог В.Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней формой развития человека в филогенезе, но и самой необходимостью в онтогенезе. Не умаляя значения игры в развитии ребенка (и не только ребенка, но и взрослого), он утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребенка осуществляется не посредством игры, а в трудовых действиях, пусть даже элементарных. С того времени, когда перестают кормить ребенка с ложечки (по настоянию самого же ребенка – “Я сам!”), ни одна потребность малыша практически не удовлетворяется без трудовой деятельности. Все действия самообслуживания: кормления, одевание, уход за собой, за своей комнатой, участие в труде взрослых – составляют
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|