Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Кафедра обшей физики, теории и методики обучения физике.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе.

Выпускная квалификационная

работа

Орск 2003

Министерство образования Российской Федерации

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Кафедра обшей физики, теории и методики обучения физике.

УДК 371.302.3

ББК 74.262.22

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе.

Выпускная квалификационная

работа

Исполнитель: Никушкин А.А.,

студент 4-го курса, группы “А”

специальность “01.04.00 – Физика”

(подпись)

Научный руководитель: к.п.н., доцент,

доцент кафедры общей физики и

ТиМОФ Пронина И.И.,

(подпись)

Зав. Кафедрой: доцент Никитин В. В.

(подпись)

Дата допуска к защите:

1.Защищен(а) с оценкой

“_ _ _ _ _ _ _ ” _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Члены комиссии: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _(Ф.И.О.)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _(Ф.И.О.)

2.Поступил(а) на кафедру.

Рег. № _ _ _ _ _ _ _ _

Лаборант (методист) _ _ _ _ _ _ _ _

(Ф.И.О.)

Орск 2003

РЕФЕРАТ

УДК 371.302.3

ББК 74.262.22

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Никушкин А.А. Педагогика. Орск: ОГТИ, 2003 – 96с.

Данная выпускная квалификационная работа содержит анализ приемов, средств и методов активизации познавательной деятельности и рассматривает методику их применения в учебном процессе по физике в 10 классе общеобразовательной школы.

Табл. 8, рис. 3, библ. 50.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся. 6

1.1. Деятельность – основа развития личности. 6

1.2. Цели и задачи активизации познавательной

деятельности. 11

1.3. Развитие мышления учащихся. 14

1.4. Формирование мотивов учения. 19

1.5. Приемы и средства активизации познавательной деятельности на уроках физики. 23

1.6. Рисунки на уроках физики. 42

1.7. Проведение комплексных экскурсий в природу. 46

1.8. Использование элементов занимательности

на уроках физики. 48

1.9. Задания творческого характера. 52

1.10. Применение в обучении частично-поискового

метода. 54

1.11. Применение слайдов и кодопозитивов. 56

1.12. Задачи на сообразительность. 60

Итоги главы. 65

Глава 2. Использование приемов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики. 66

2.1. Методика активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики. 66

2.2. Методика и результаты проведения педагогического эксперимента. 82

Итоги главы. 88

Заключение. 89

Литература. 90

Приложения. 94

Введение.

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.[4]

Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов- физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.

В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.

Цель работы заключается в разработке методики исследования приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на уроках физики 10 класса.

Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 10 классе.

Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.

В работе поставлены задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.

2. Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.

§1. Деятельность – основа развития личности.

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. “Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…” [34]

Потенциальные возможности деятельности для развития человека исключительно велики. Они шире, богаче, чем любые ее проявления. Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Его невозможно исчерпать никакой программой, никаким специальным конструированием.

Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению. Но существуют и другие мнения.

В ряде своих работ крупнейший психолог В.Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней формой развития человека в филогенезе, но и самой необходимостью в онтогенезе. Не умаляя значения игры в развитии ребенка (и не только ребенка, но и взрослого), он утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребенка осуществляется не посредством игры, а в трудовых действиях, пусть даже элементарных. С того времени, когда перестают кормить ребенка с ложечки (по настоянию самого же ребенка – “Я сам!”), ни одна потребность малыша практически не удовлетворяется без трудовой деятельности. Все действия самообслуживания: кормления, одевание, уход за собой, за своей комнатой, участие в труде взрослых – составляют

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»