Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Приведем констатирующий эксперимент в средней школы № 5 города Усть – Лабинска. В эксперименте участвуют ученицы 8 «а» класса с октября по декабрь 1999 года на уроках технологии.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.

Показатели по которым можно наблюдать приведены в Приложении № 1.

Результаты наблюдений приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

№ п/п Фамилия Имя Готовность к уроку Активность на теоретической части урока Интерес к выполнению практического задания Количество выполненной работы

1. Аулова Света Нет формы Низкая Не интересуется Не справилась с заданием

2. Марченко Даша Готова Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием

3. Лиманская Лиза Готова Высокая Работает без интереса Задание выполнено не полностью

4. Щепелева Юля Нет тетради Низкая Не интересуется Не справилась с заданием

5. Гребениченко Юля Нет формы Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием

6. Луганская Наташа Готова Низкая Работает без интереса Задание выполнено не полностью

7. Бабешко Света Готова Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием

8. Булдакова Юля Нет ткани Низкая Не работает Не справилась с заданием

9. Буланова Аня Нет ткани Низкая Не работает Не справилась с заданием

10. Катко Арина Готова Низкая Не интересуется Не справилась с заданием

В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания.

Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.

Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.

Вопросы беседы приведены в Приложении № 2.

Результаты беседы приведены в таблице № 2.

Таблица № 2.

№ п/п Фамилия Имя Тебе нравятся уроки технологии? Что именно нравится или не нравится на уроках труда? Что бы ты хотела изменить на уроках труда?

1. Аулова Света Нет Не интересно. Меньше писать.

2. Марченко Даша Да Полезно для жизни. Побольше интересного.

3. Лиманская Лиза Да Нравится шить. Научиться вышивать.

4. Щепелева Юля Не очень Много писать. Меньше писать.

5. Гребениченко Юля Нет Много писать. Больше интересного.

6. Луганская Наташа Не очень Трудно заниматься. Меньше писать.

7. Бабешко Света Да Нравится готовить. Больше интересных рецептов.

8. Булдакова Юля Нет Не интересно. Больше интересного.

9. Буланова Аня Нет Много писать. Меньше писать.

10. Катко Арина Не очень Много писать. Играть в интересные игры.

Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера.

Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т. д.

Методом анкет можно в известной мере проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся.

Методика исследования познавательных интересов с совершенной необходимостью должна быть направлена на вскрытие сущности процессов их формирования, а не на простую констатацию фактов наличия либо отсутствия этих интересов. В той связи следует подчеркнуть, что ответы на вопросы анкет представляют собой лишь строительный материал для анализа, в котором и раскрывается теоретическая позиция исследования оценки полученного материала.

См. Приложения № 3 – 4.

Результаты анкетирования приведены в таблицах № 3 – 4.

Анкета № 1.

№п/п Фамилия Имя 1 2 3 4 5

1. Аулова Света В Б А А Нет

2. Марченко Даша А В Е Д Да

3. Лиманская Лиза В А Б В Не очень

4. Щепелева Юля Б Д Д Г Нет

5. Гребениченко Юля В Г Г В Да

6. Луганская Наташа Б Д Г Г Нет

7. Бабешко Света А А Г Д Да

8. Булдакова Юля А В Г В Да

9. Буланова Аня В Г А А Да

10. Катко Арина В Г Б Г Да

Анкета № 2.

№ п/п Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Аулова Света нет да да не знаю да нет нет да нет да да да

2. Марченко Даша да да да да нет да да нет да нет да нет

3. Лиманская Лиза да да да да нет да да нет да нет да да

4. Щепелева Юля да да да да да нет нет нет нет нет да нет

5. Гребениченко Юля да да да да не очень нет нет нет нет нет да да

6. Луганская Наташа да да да да нет да да нет да нет да нет

7. Бабешко Света да да да да нет да да нет да нет да нет

8. Булдакова Юля нет не знаю да нет да да да да да нет да нет

9. Буланова Аня нет да да да нет да нет да да нет да еет

10 Катко Арина да да да да нет да да нет да нет да нет

Заключение.

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлениям.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:

1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкци и опыта, самостоятельности мысли;

6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

1. Оживлять

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»