Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

7. Рекомендовать дополнительную литературу;

В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:

1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;

2. Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассноАй работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

a) Вечера вопросов и ответов;

b) Конкурсы смекалки;

c) КВН;

d) Вечер веселой викторины;

e) Диспуты;

f) Школьные издательства;

g) Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;

h) Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;

i) Познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

- готовить выступления перед товарищами в классе;

- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:

a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

b) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.

Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.

Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.

Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:

1. Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени;

2. Запись читаемых в течении 3 месяцев книг, если возможно, организовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.

Для решения второй задачи следует:

a) Беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;

b) Побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;

c) Организация познавательных игр;

d) Занятия по занимательной математике;

e) Рекомендация книг для углубления познаний в интересующей области;

f) Беседы родителей с детьми о прошедшем дне;

g) Постановка длительных опытов и наблюдений;

h) Руководство творческой работой подростков в семье;

Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.

Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.

Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную.

Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значительную и многогранную роль.

Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.

Огромную роль в формировании интереса играет книга – художественная и познавательная.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.

1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, хотели показать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности школьника.

2. Также стремились показать, что при помощи феномена познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.

3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учитель очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Литература.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.

2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.

3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

5. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.

6. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

7. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.

8. Кондратенко Труд и талант учителя.

9. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.

11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.

12. Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.

13. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.

14. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.

16. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.

17. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся при изучении теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.

18. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.

19. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. 1993. № 2. С. 17 – 21.

20. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

21. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.

22. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. К., Освита, 1992.

23. Широкова Л.А. Учебная программа в форме игры. // Математика в школе. 1994. № 2 С. 50.

24. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. С. 105 – 113.

25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.

26. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.

27. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., ООО «Издательство АСТ», 1997.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»