Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


>

Этому же наброску близок рисунок на перебелённой и вновь исправленной части «Странника» (рис.37). Он расположен в нижней части страницы; по левому краю, у строк:

…Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой ворожить соседям предлагал…(I, 573).

Данный набросок значительно отличается от первого. Сначала Пушкин передал сюжет за счёт внешних атрибутов, характеризующих облик умалишённых, во втором же рисунке Пушкин сосредоточил внимание на внутреннем состоянии изображаемых лиц: кротость лица мужчины вверху; сосредоточенность на своих мыслях, сидящего на полу человека; возбуждение жестикулирующей женщины. Подобная психологизация очень редка в пушкинских рисунках. Следует отметить черты автопортрета (линия профиля, глаза, бакенбарды), которые Пушкин придал верхнему рисунку, примерив к себе ещё один образ. Он как бы смешивает своего вымышленного «странника» с самим собой.

К пушкинским иллюстрациям примыкает достаточно большая группа рисунков – «титульные листы». Перебеливая поэмы, прозаические вещи, готовя сборники стихов, поэт иногда оформлял титульный лист предполагаемого издания.

Привычка оформлять «титульные листы» осталась у Пушкина с лицейских времён, когда лицеисты традиционно «украшали» свои сочинения. Одним из первых опытов подобного рода можно назвать титульный лист к лицейским стихам Пушкина (рис.38)

Для нас титульные листы интересны, прежде всего тем, что на них графика поэта представлена, так сказать, в «чистом виде» и выполнена на сознательном уровне. Это синтез рисунка, каллиграфии (росчерк и подпись) и семантика слова.

Образцом такого титульного листа можно назвать рисунок на заглавном листе поэмы «Кавказ» (первоначальное название «Кавказского пленника»), выполненный 24 августа 1820 года соответственно пометке Пушкина на этом же листе (рис.39). этот лист представляет собой декоративные росчерки и надпись. Спиральными и волнистыми росчерками Пушкин оформляет надпись «Кавказ (поэма) 1820» и ниже росчерками рисует гористую местность и облака. Данный лист – редкий случай законченного и тщательно отделанного пейзажа, кстати, единственного в таком завершённом виде на титуле.

В 1830 году Пушкин пополняет свою серию графических титульных листов. Как пишет Т.Г. Цявсловская, «эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции»62.

Обложка к «Маленьким трагедиям» (рис.40). Под заглавием «Драматические сцены» и датой «1830» - статичная фигура рыцаря в доспехах со спущенным забралом, со щитом и мечём. У основания фигуры рыцаря расположены рыцарские эмблемы, нарисованные в большом масштабе: знаменем, стрелами, секирой, литаврой, шлемом с забралом.

Записанные сбоку варианты заглавия – «Драматические изучения», «Опыт драматических изучений», «Драматические очерки» - нанесены, вероятно, Пушкиным позднее, так же как и наброски куста и дерева и очерк головы. Они в общую композицию титульного листа не входят. Возможно, что эта обложка рисовалась Пушкиным к «Скупому рыцарю», так как на обороте листа в перечне болдинских работ пометка «Скупой» предшествует остальным названиям драматических сцен.

Немного позднее появляется ещё один титульный лист к «Сказке о золотом петушке». Голова Дадона, щит с копьём и кольчуга с шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист (рис.41). На наш взгляд, этот рисунок можно считать образцом графических титульных листов Пушкина. Вероятно, Пушкин сделал его как образец оформления титульного листа для будущего издания книги.

Но что же всё-таки значил титульный лист для Пушкина? Литературная работа закончена или почти закончена… Перебелённый текст – это текст, переписанный с удовольствием. Появляются спиральные завитки над буквами, в почерке становится важным элемент декоративности. В этом проявлялась потребность чисто эстетического свойства. Оформляя титульный лист к рецензии на «Фракийские элегии» Теплякова, Пушкин по центру листа начинает размещать заголовок, однако фамилия Теплякова, если её написать полностью нарушила бы композицию – и Пушкин переносит два последних слога на другую строчку:

Фракийские элегии

Стихотворения Виктора Тепля-

кова.1836.

После заголовка набросан портрет В. Теплякова (рис.42). Это не единственный титульный лист с портретом. В это же время Пушкин оформляет заглавный лист к статье о Вольтере, где помещает его портрет (рис.43). Это лишь небольшая часть пушкинских рисунков к своим произведениям. Но она даёт нам представление о мире иллюстрации Пушкина. Итак, они находятся в черновиках и перебелённых текстах, могут быть размещены по тексту или на отдельных листах. Но иллюстрация это лишь небольшая часть графики Пушкина. Самая большая и наиболее интересная группа графики, на наш взгляд, портретная.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»