Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ГЛАВА IV. ПОРТРЕТЫ В РУКОПИСЯХ ПОЭТА.

Подавляющее число рисунков Пушкина – профили, головы, иногда фигуры. Естественно, что эти рисунки привлекали и привлекают исследователей и всех, кто интересуется пушкинским творчеством. Первый вопрос, которым все задаются – кто эти лица? Профили, головы – мужские, женские, самые разнообразные – рассеяны по рукописям Пушкина. Это – портреты, нарисованные Пушкиным по памяти. К настоящему времени около ста человек удалось уже исследователям узнать, отождествить их с современниками поэта. Но некоторые из этих отождествлений противоречат друг другу. Множество изображений ещё не определено. Так как далеко не всех знакомых Пушкина мы знаем в лицо. Портреты многих до нас не дошли. Да и не всех писали художники.

Но некоторые портреты Пушкин подписывал – и подписывал не только изображения своих знакомых, сделанных в основном в нескольких альбомах, в заметно шаржированной манере, «на случай». Подписаны им некоторые портреты исторических лиц, знакомые Пушкина по гравированным изображениям (Марат, Занд, Лаваль).

Редкий случай и Пушкина, когда уже сам контекст рукописи указывает на имя изображаемого: в оде «Вольность» в последних стихах прямо в тексте поэт пририсовал маленький портрет Павла Первого.

Кто же оказался изображённым в рисунках Пушкина?

Прежде всего - он сам. Его родные: отец, брат Лев, жена Наталья Николаевна, сестра жены Александрина.

Друзья: Чаадаев, Раевские, Вяземский, Шиллинг, А.М. Горчаков, Ф.И. Толстой, Н.Д. Киселёв, Плетнёв.

Писатели: Вольтер, Байрон, братья Гримм, Карамзин, Д. Давыдов, Вяземский, Дельвиг, Баратынский, Грибоедов, Мицкевич, Гоголь, Шаховской, Пётр Киреевский, Тепляков, Веневитинов и В. Туманский, Гнедич.

Декабристы: Рылеев, Пестель, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Орлов, Владимир Раевский, Иван Пущин, Кюхельбекер, Сергей Трубецкой, Василий Давыдов.

Политические деятели: Мирабо, Марат, Наполеон, К.Занд, Лувель, Павел I, Александр I, Николай I.

Знакомые: Милорадович, Ипсиланти, А.Л .Давыдов, Дегильи, Морали, граф Воронцов, князь Н.Б. Юсупов, Якубович, Булгарин, Е.М. Хитрова, М.А. Дондуков-Корсаков, Ермолов.

Женщины, которых любил Пушкин: Семёнова, Колосова, Вальберхова (актрисы), Мария Раевская, Амалия Ризнич, Воронцова, Екатерина и Елизавета Ушаковы, Оленина, Закревская, Вельяшева, Каролина Собаньская.

Если не считать исторических деятелей прошлого, - это девяносто человек, которых удалось узнать. Это целая галерея портретов современников. Конечно, замысла такого у Пушкина не было. Портреты эти возникали под пером Пушкина, когда он думал об этих людях,– думал по самым разным поводам, с самыми разными чувствами. Узнавая в этих портретах людей пушкинского окружения, мы получаем возможность ближе и ярче представить себе его жизнь.

Жизнь Пушкина тесно связана с его родственниками. Но портретная галерея родных, пожалуй, самая малочисленная. Несколько портретов брата Льва Сергеевича. Один из них находится в Ушаковском альбоме (рис.44). Он был сделан, вероятно, как и ряд других набросков, для иллюстрации событий и лиц, связанных с путешествиями Пушкина в Арзум. В объяснениях представленных Пушкиным, Бенкендорфу относительно новой самовольной отлучки из Москвы в действующую армию на Восток, Пушкин говорит, что целью поездки является желание повидать брата, которого он не видел пять лет. Конечно, это – официально вынужденный повод, но внешние обстоятельства для этого были выбраны хорошо: Лев Сергеевич не встречался со старшим братом с 1824 года, - с Михайловского; он с 1827 года был на военной службе; с июня 1829 года он участвовал в Турецком походе, в рядах Нижегородского драгунского полка под командой старого пушкинского знакомого, Н.Н. Раевского. Во взятии Арзума крепости Байрут он принимал участие и за отличие был произведён в поручики. В Москве он появился в самом конце 1829 года, позже возвращения Пушкина – видимо, когда Пушкин был уже в Петербурге. Таким образом зарисовка в альбоме наперёд знакомила девиц Ушаковых с изображением того, кто должен был появится у них в доме несколько позднее, а пока был одной из фигур повествования Пушкина, в некоторой степени «героем» похода: не зря Пушкин и изобразил младшего брата в парадной форме поручика.

Есть и зарисовка Льва Сергеевича в рост – это один из редчайших рисунков в рост целой фигуры , подробно очерченной (рис.45). по мнению А.М. Эфроса, «она была выполнена двумя частями: сначала Пушкин тонкими штрихами набросал лицо, затем переделал фигуру, причём её обработка далась ему много труднее: он по несколько раз проходил по контурам, выправлял их, а вдоль груди проложил тень, чтобы скрыть первоначальную, слишком выпяченную линию»63. Рисунок имеет истинно карикатурный характер. Почему брата Пушкин изобразил в военной форме? Ответ на этот вопрос тесно связан с датировкой, как самого рисунка, так и стихотворного черновика, под которым сделан набросок. Лев Сергеевич был дважды на военной службе: первый раз с 1827 года по 1832 год, когда уволился в чине капитана; и вторично – с 1836 года, 13 июля, когда поступил в кавказские войска в чине штабс-капитана по кавалерии и пробыл на службе пять лет, до октября 1841 года. Стихи: «Я думаю сердце позабыло…», с которыми графически связан набросок, датируется исследователями предположительно 1835 годом. Но Лев Сергеевич изображен в военной форме, поэтому это даёт основание передвинуть датировку на несколько месяцев вперёд и связать рисунок с получением Пушкиным известия, что Лев Сергеевич снова поступил или ходатайствовал о поступлении на военную службу.

Мысли о близких людях часто служили импульсом для появления пушкинских портретных рисунков. Так появился профиль Л.С. Пушкина, так же могли родиться и другие рисунки.

Апрель 1829 года – апрель 1830 года – драматический период в жизни Пушкина. Решалась его судьба: сватовство к Натали Гончаровой, полусогласие её матери, «бегство» на Кавказ, возврат в Москву, холод новой встречи с семьёй будущей жены и отчаянное «бегство» в Петербург.

Пытаясь забыться, 2 февраля 1830 года Пушкин пишет письмо-признание Каролине Собаньской, которой некогда увлекался в Одессе. Под недописанным текстом перо рисует – и бросает на ходу – профиль Натальи Гончаровой, рядом – автопортрет(рис.46). но в этой композиции есть и третье лицо: справа от автопортрета – миниатюрный шарж – полуфигура мужчины средних лет с характерным удлинённым лицом и вытянутым носом. Лия Певзнер предполагает, что на рисунке изображён Николай Афанасьевич Гончаров, отец Натальи Николаевны64.

В одной из черновых тетрадей Пушкина того же 1830 года есть отрывок, который все исследователи считают автобиографическим (он без заглавия, с вуалирующей надписью: «с французского», с изменением имени героини: «Участь моя решена. Я женюсь…Та которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои…, - она…почти моя. Ожидание родительского ответа было самым болезненным чувством жизни моей. … Если мне откажут, думал я, поеду в чужие края, - …В эту минуту подали мне записку; ответ на моё письмо. Отец невесты моей ласково звал меня к себе… Нет сомнения, предложение моё принято. …Бросаюсь в карету, скачу – вот их дом -…Отец и мать сидели в гостиной. Первый встретил меня с отверстыми объятиями. У матери глаза были красны…»65.

Судя по приведённому отрывку, именно при содействии и сочувствии Николая Афанасьевича Наталья Николаевна сумела побороть нерешительность матери. 6 апреля она стала невестой поэта. А до этого времени Пушкин размышлял о своей судьбе, о судьбе Натальи Николаевны и вероятно, возлагал все свои надежды о женитьбе на Гончаровой на её отца, поэтому и появился его портрет в рукописях Пушкина.

Но как бы то ни было свадьба состоялась и теперь самым близким человеком для Пушкина была его жена Наталья Николаевна. Вторая болдинская осень. 1833 год. Пушкин давно уже уехал из Петербурга. Побывал в Нижнем Новгороде, в Казани. Был в Симбирске, Оренбурге, Уральске. Уже полтора месяца как расстался он с женой. Он беспокоится о ней, с тревогой ждёт вестей. «Милый друг мой, - пишет он ей 2 октября, - я в Болдине со вчерашнего дня – думал здесь найти от тебя письма, и не нашёл ни одного. Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь. Подъезжая к Болдину, у меня были самые мрачные предчувствия, так что, не нашед о тебе никакого известия, я почти обрадовался – так боялся я недоброй вести. Нет, мой друг: плохо путешествовать женатому; то ли дело холостому! Ни о чём не думаешь, ни о какой смерти не печалишься»66.

6 октября 1833 года начало «Медного всадника». На первом листе черновика поэмы, в рабочей тетради – несколько портретов; три лица нам неизвестных и два портрета жены (рис.47). Писем нет. (Он получил от неё два письма только восьмого.)

Слева – тонкий профиль её гармонического лица. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи.

Не раз Пушкин рисовал Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 года по 1836 год. На наш взгляд, этот портрет самый выразительный и самый красивый. Именно по этому портрету представляем мы себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Там представлена светская красавица с задумчивым лицом. Здесь - красивая молодая женщина с серьёзным выражением милого лица. Волосы подколоты небрежно, по-домашнему. По этому портрету мы видим тот облик, который он любил и который рисовался ему в разлуке с ней. Удивительно соответствует этому портрету описание Натальи Николаевны, сделанное в дневнике приятельницы Пушкина, внучки Кутузова, графини Д.Ф. Фикельмон: «Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»