Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


высокая, - лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с коротким, застенчивым и меланхолическим выражением, - глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, - взгляд не то что бы косящий, но не неопределённый, - тонкие черты, красивые чёрные волосы»67.

Не обошёл вниманием Пушкин и сестру жены Александрину. В стихотворении «Странник» помимо рисунков, раскрывающих текст стихотворения, мы видим в рукописи и два женских профиля (рис.48). тонкий, длинный нос, несколько выдвинутые губы – это Александра Николаевна Гончарова, сестра жены. Горячая поклонница поэзии Пушкина, единственная из всей семьи; она вместе с третьей сестрой – уже год живёт в семье Натальи Николаевны, несмотря на то, что Пушкин не хотел этого. «Но обеих ли ты сестёр к себе берёшь? – писал он жене 14 июля 1834 года, - ей, жёнка! Смотри… Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети – покамест малы; родители, когда уже престарелы. А то хлопот не наберёшься и семейного спокойствия не будет»68.

И вместе с тем современники наблюдали неравнодушие Пушкина к Александрине – в последние годы. Не о том ли говорят и исполненные нежности зарисовки её профиля?

Но самыми близкими людьми для Пушкина, пожалуй были его друзья. Однако и с друзьями не всегда всё бывает гладко. Сложная история отношений была с Фёдором Толстым у Пушкина. Были они приятелями в Петербурге в 1819 – 1820 годы. Пушкин «с жаром защищал» Толстого «всякий раз, когда представлялся тому случай» (об этом писал сам Пушкин)69. Круто изменилось всё, когда в Кишинёве дошло, что распространившийся в Петербурге слух, что он был высечен в тайной канцелярии, был пущен Толстым.

При обострённом чувстве собственного достоинства у Пушкина, при его гордости и щекотливости в вопросах чести, он не мог воспринять эту сплетню иначе как оскорбительную клевету. Тому, что клевету пустил по Петербургу Ф. Толстой, Пушкин поверил сразу. Он ответил на клевету эпиграммой (1820), которая дошла до Толстого:

В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружён,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор,

И теперь он – слава богу –

Только что картёжный вор (I, 230).

Толстой ответил Пушкину грубейшей эпиграммой, в которой клевету отрицал. Единственным выходом, представлявшимся Пушкину в этих обстоятельствах, была дуэль. Но Пушкин был в Кишинёве, Толстой – в Москве. И первое, что Пушкин сделал, оказавшись на свободе в Москве, - поручил друзьям разыскать Толстого и передать ему вызов на дуэль. К счастью, Толстого в Москве не оказалось. А затем общие друзья помирили их. С присущей ему душевной щедростью Пушкин простил Толстого до конца. С тех пор дружеские отношения их ничем не омрачались. Три года спустя Пушкин выбрал Толстого своим сватом, когда делал предложение Н.Н. Гончаровой.

Внешность Фёдора Толстого известна по портретам, а также и по литературным описаниям.

«Фёдор Иванович был среднего роста, плотен, красив и хорошо сложён, лицо его было кругло, полно и смугло, вьющиеся волосы были черны и густы, чёрные глаза его блестели, а когда он сердился, страшно было заглянуть ему в глаза»70.

Так рассказывает, со слов Булгарина, сын Льва Николаевича Толстого, Сергей Львович.

«Один взгляд на наружность старика, - вспоминал об Толстом Герцен, - на его лоб, покрытый седыми кудрями, на его сверкающие глаза и атлетическое тело, показывал, сколько энергии и силы было ему дано от природы»71.

Вот этого человека с «атлетическим телом», «красивого», лоб которого был «покрыт седыми кудрями», мы и видим на рисунке Пушкина (рис.49). «Энергия и сила» чувствуются в этом лице. Уверенный, точно чеканный рисунок Пушкин создал тот же образ человека «необыкновенного, преступного и привлекательного», какого увидел в нём Лев Толстой.

Портрет «американца» Толстого нарисован в одной из рабочих тетрадей поэта, на полях черновика второй главы «Евгения Онегина». Но почему появился портрет Толстого в конце 1823 года, когда писалась вторая глава «Евгения Онегина»? с тех пор, как Пушкин узнал о клевете Толстого ( в 1820 году ) до приезда в Москву ( в 1826 году ) – он готовился к дуэли с этим опасным стрелком.(В Одессе завёл он железную трость, ходил с ней, металл её , укрепляя руку. В Кишинёве и в Михайловском каждодневно упражнялся он в стрельбе в цель. )

Но лучше всего разъясняет появление портрета Толстого во время работы над «Онегиным» предшествующий рисунку текст. На предыдущем листе, в одной из строф с характеристикой Ленского, есть такие стихи:

Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы,

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника (II, 211)…

Понятие «клеветник» и «Фёдор Толстой» были в это время для Пушкина неразделимы.

Другой человек с которым Пушкин общался, находясь в южной ссылки, был Ф.Ф. Вигель, бывший член общества «Арзамас». Его рисунок мы находим внизу страницы, занятой окончанием черновой заметки: «Причинами замедлившими ход нашей словесности» (июль 1824г.). Среди портретных набросков профиль Вигеля находится в правой части рисунка, с довольно тонкими чертами лица, острым носом и хохолком причёски, нависшим над лбом. В пору, на которую приходится изображение, отношения между Пушкиным и Вигелем были довольно оживлёнными, они несколько раз виделись то в Одессе, то в Кишинёве, поддерживали переписку. Последние длительные встречи Вигеля с Пушкиным падают на май – июнь 1824 года в Одессе, когда уже конфликт с Воронцовым был в разгаре. Вигель был вполне посвящён во все и даже интимные стороны происшествия. Наличие его изображения в пушкинских рукописях этого времени, таким образом вполне объяснимо.

В сентябре 1824 года в «Евгении Онегине» 3 главе XXXIV строфе появляется ряд профилей. Среди них можно узнать А. Раевского: мужчина в очках, с острым волчьим лицом и оскалом рта (рис.50). Граф А.В. Каппиет так описывает его внешность: «высокий, худой, даже костлявый, с небольшой, круглой и коротко остриженной головой», с лицом темно-желтого цвета, с множеством морщин и складок – он всегда сохранял саркастическое выражение, чему не мало способствовал его очень широкий с тонкими губами рот, он, по обычаю 20-х годов, всегда был гладко выбрит, и хоть носил очки, но они ничего не отнимали у его глаз, которые были очень характерны».72

Среди множества зарисовок появление этого профиля связано, вероятно, с адресом записанном тут же: «На Мойке в доме гр. Вельгорского: М.Н.Р (или Н.Н.Р.)». Возможно, думая о семействе Раевских, Пушкин и выводит профиль А Раевского. Хотя с ним он познакомился четырьмя годами раньше, во время южной ссылки, в июне 1820 г. в Пятигорске. Он был на 4 года старше Пушкина и с лицейских лет запечатлелся в сознании поэта как герой войны. А. Раевский очень повлиял на духовное развитие А. Пушкина. Черты личности Раевского, как считается, отразились в пушкинских стихотворениях: «Демон» (1823 г.), «Коварность» (1824 г.). В первом же письме к брату с юга от 24 сентября 1820 г. Пушкин пророчил, что А. Раевский «будет более нежели известен»73.

С другим человек оказавшим не меньшее влияние на духовное развитие поэта, П. Чаадаев. Его портрет карандашом мы находим среди чернильных строк, представляющих собой заглавные стихи первых строф 4 главы «Евгения Онегина» (рис.51). Но рисунок сделан вне связи с текстом, и раньше его, так как «чернильные строчки лежат поверх карандашенных стихов и пересекают изображение в нескольких местах»74. Этот портрет один из лучших пушкинских зарисовок и один из самых больших по размерам, он выполнен очень тщательно, что является редкостью для графики Пушкина. А.М. Эфрос так говорит о техники рисунка: «карандаш, явственно по несколько раз, проходил по первоначальному абрису профиля, добиваясь его уточнения и характерности. Наоборот, волосы и костюм сделаны широкой манерой более схематично. Как величина, так и отделанность портрета указывают на заинтересованность, которую проявлял Пушкин к изображаемому лицу»75. В письме из Михайловского, в ноябре 1924 г. Пушкин пишет брату Льву: «… пришли мне рукописную книгу, да портрет Чаадаева, да перстень, мне грустно без него»76. Возможно, с этой просьбой и связано появление портрета Чаадаева в черновиках Пушкина.

Другом Пушкина на протяжении всей его жизни и неизменным его соратником и единомышленником в литературных битвах и полемиках был П.А. Вяземский – поэт, критик, журналист, один из активных деятелей «Арзамаса». Портреты Вяземского довольно часто встречаются в рукописях Пушкина. Так, например, среди одесских строф «Странствия Онегина» (1825 г.) мы встречаем его портрет (рис.52). Появление портрета Вяземского в этот период не случайно, так как именно он был наиболее тесно связан с Пушкиным в течении всего одесского периода, это – его главный адресат, ему первому написал Пушкин по приезду в Одессу, на него приходится, подавляющая часть пушкинской корреспонденции в эту пору, он – основной советчик и устроитель пушкинских литературных дел.

Наиболее разработанное из пушкинских изображений П.А. Вяземского находится на отдельном листе, 1826 г. (рис.53) Пушкин подчеркивает неказистость лица Вяземского. В предыдущем наброске он дан серьезнее. Данный портрет имеет светский и шутливый характер, как и «Вяземский – церковным старостой» (октябрь 1829 г.) (рис.54), из Ушаковского альбома последний был явной карикатурой. Изображение Вяземского с церковной косичкой, тарелкой и колокольчиком, выполняет роль иллюстрации к определенному жизненному обстоятельству (Вяземский действительно был церковным старостой в приходе Вознесения на Большой Никитской), забавлявшему, видимо, долгое время девиц Ушаковых.

На полях черновой рукописи стихотворения «Андрей Шенье» нарисован

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»