Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


чернового текста стихотворения «Предчувствие». Между поэтическим текстом и рисунками, между проникнутою тревожными раздумьями лирикой «Предчувствия» и воссозданным графическим обликом Грибоедова существует сопряженность не опосредованная, а вполне и психологически, и логически и даже ситуативно - закономерная.»88

Вполне и психологически, и логически и даже ситуативно-закономерная».88 Портреты имеют некоторое различие. Но Пушкин на этот раз не столько варьировал детали (хотя это тоже – на верхнем портрете появляется воротник, и причёска, и галстук), сколько изменил выражение иронического лица, придав тем же чертам (чуть-чуть) большую сухость, печальность. И к тому же на верхнем портрете Грибоедов выглядит более старым, такого эффекта Пушкин смог достичь, изобразив верхнюю губу запавшей и чуть опустив вниз уголок рта. Судя по всему, мысли о Грибоедове не оставляли Пушкина, когда писались им строки «Предчувствия», и поэт непосредственно, тут же, воспроизводит его образ в графических вариантах, как бы следующих за его размышлениями.

Рисунок в ушаковском альбоме был сделан, по-видимому, вскоре после получения известия о гибели Грибоедова (20 сентября – 22 октября 1829 года) (рис.65). Живо и выразительно передана на портрете его усмешка. Намеченный на рисунке головной убор, какой носили персидские сановники, по мнению Т.Г. Цявловской, «говорит о горестных раздумиях Пушкина по поводу дипломатической карьеры Грибоедова, так рано оборвавшей «бурную его жизнь»89.

И ещё раз, уже в 1831 году, в мае, Пушкин рисует Грибоедова. Это большой портрет на отдельном листе бумаги (рис.66). как и предыдущий, он – посмертный, сделанный по воспоминаниям. Возможно, что Пушкин нарисовал его после представления «Горя от ума», которое Пушкин мог видеть 28 мая 1831 года в Петербурге, куда он переехал с молодой женой из Москвы за десять дней до этого спектакля.

Нельзя не обойти вниманием ещё один портрет, на наш взгляд, довольно спорный (рис.67). Он был сделан в начале ноября 1823 года во второй главе XXI строфе «Евгения Онегина». А.М. Эфрос предполагает, что это портрет Грибоедова90. По мнению же Т.Г. Цявловской, это А.Н. Раевский, так как этот портрет совпадает с портретом на «эскизах разных лиц, замечательных по 1825 год.», в котором, как пишет исследовательница «бесспорно узнан А.Н. Раевский»91.

В самом близком соседстве с двумя грибоедовскими портретами над черновыми строками «Предчувствия», в той же самой рабочей тетради, двумя листами далее между черновыми строками «Воспоминания» и строками стихотворения «Ты и вы». Этот лист представляет исключение в черновиках поэта, где собственноручно проставлены им сразу четыре даты: «18 мая у Княгини Голиц; «19 мая» (дата окончания «Воспоминания»); «20 мая 1828 При (дата пребывания поэта на даче Олениных и оговорки А.А. Олениной) и, наконец, - «23 мая» (дата окончания стихотворения «Ты и вы»).

Рисунок Пушкина, находящийся посредине почти что этого листа, представляет собою профильное изображение лица его друга и поэта, воспроизводящее, как кажется Л. Керцелли, «… то самое знаменитое состояние вдохновения импровизирующего Мицкевича, которое так великолепно и образно описал в последствии Вяземский, рассказывая об одной из запомнившихся ему импровизаций: «Поэт (Мицкевич – прим. Л.К.) на несколько минут, так сказать, уединился во внутреннем святилище своём. Вскоре выступил он с лицом, озарённым пламенем вдохновения: было в нём что-то тревожное и прорицательное… Чуждый ему язык, проза более отрезвляющая, нежели упояющая, мысль и воображение, не могли ни подавить, ни остудить порыва его. Импровизация была блестящая и великолепная… Действие её ещё памятно, но не за неимением положительных следов, впечатления не передаваемы. Жуковский и Пушкин, глубоко потрясённые этим огнедышащим извержением поэзии, были в восторге»92.

Рисунок Пушкина передаёт внешний облик друга, характерную удлинённость лица. Разумеется, неоконченный набросок не в состоянии передать всего многообразия впечатлений, производимых на современников обаятельным обликом польского поэта (рис.68).

Иконографически атрибуция пушкинского рисунка подтверждается известными портретами Мицкевича этого периода, например, с портретом работы В. Ваньковича, 1829 года, или рисунком И. Шмеллера, 1829 года.

1829 год был годом не только самых тесных дружеских общений между Пушкиным и Мицкевичем, но и годом их литературного общения, когда оба они отдали, так сказать, чисто профессиональную дань уважения друг другу переведя на русский язык начало поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод» ( «Сто лет минуло, как тевтон…»), Мицкевич – переводя на польский стихотворение Пушкина «Воспоминание». То самое «Воспоминание», на одном из черновиков которого мы обнаруживаем профиль Мицкевича.

Через год, 22 мая 1829 года, во время поездки Пушкина на Кавказ, мы встречаем вновь профиль Мицкевича на полях послания «Калмычке» (рис.69). В этом портрете передано длинное тонкое лицо польского поэта, крылатый разлёт бровей и миндалевидные глаза, полураскрывающиеся губы.

Пушкин думал о своём польском собрате, который в эти дни:

Ушёл на запад – и благословеньем

Его мы проводили…( I, 529).

Очевидно, рассказывая о любимом друге А. Дельвиге, с которым его связывала двадцатилетняя дружба, сёстрам Ушаковым Пушкин рисует облик этого человека (рис.70).

Рисунок этот является одним из редких для Пушкина законченных графически произведений. С другой стороны, открытие этого портрета существенно обогащает иконографию Дельвига. До сих пор наиболее известным портретом Дельвига была литография, сделанная с рисунка Лангера.

«Лангер рожу рисует мою и, кажется, трафит»,- писал Дельвиг по поводу этого портрета93.

Известен и бюст работы Гальбера да несколько набросков литератора П. Яковлева. Если яковлевские рисунки грешат карикатурностью, то первые два портрета отмечены другой тенденцией: Лангер готовил парадный портрет поэта, а Гальберг работал в скульптуре: ему надо было дать прежде всего отчётливую форму лица, а главное – он делал посмертный портрет, он увековечивал черты поэта. Пушкин, не связанный никакими побочными соображениями, нарисовал наиболее убедительный реалистический портрет друга.

По возвращении Пушкина из ссылки в Москву, в сентябре 1826 года, он был восторженно встречен передовой молодёжью. Среди его горячих поклонников был и сын племянницы Жуковского, А.П. Елагиной, - молчаливый, застенчивый восемнадцатилетний Пётр Киреевский.

В будущем он стал выдающимся знатоком и собирателем народных песен. Месяцами он ходил из деревни в деревню, записывая народные песни.

В № 19-20 «Московского вестника» за 1828 год появилось в переводе П. Киреевского первое действие комедии Кальдерона «Трудно стеречь дом о двух дверях». Пушкин считал испанского поэта величайшим драматургом. Разумеется, известие о новом переводе из Кальдерона живо заинтересовало Пушкина.

В сентябре 1828 года в черновых рукописях «Полтавы» появляется портрет Петра Киреевского (рис.71). Очень вероятно, что юноша возник в сознании поэта потому, что он услышал о том, что Киреевский брался приобщить к русской культуре великого испанца.

Здесь же в черновиках «Полтавы» мы находим профиль «нашего первого элегического поэта» - Е.А. Баратынского(рис.72). С ним Пушкин познакомился в 1819 году и на протяжении многих лет был одним из ближайших его друзей и единомышленников.

Высокий откинутый лоб, нос с лёгкой горбинкой, продолжающий линию лба, полураскрытые губы, особенная форма головы с выдающимся затылком, вьющиеся волосы с «хохолком» надо лбом, широко раскрытые глаза под низко сидящими бровями, большое ухо – все эти черты, которые мы видим на разных портретах Баратынского, собраны в наброске Пушкина. К сожалению, рисунок «заслонён» текстом черновика.

Рисунок сделан во время работы над второй песью «Полтавы», над первыми её стихами , написанными в конце октября 1828 года в Малинниках.

В эти самые дни проходила цензуру затеянная обоими поэтами общая книга – «Две повести в стихах», в которую входили «Бал» Баратынского, до тех пор известный читателям только в отрывках, и «Граф Нулин» Пушкина.

В эти же осенние творческие недели Пушкин вновь обратился и к статье о Баратынском.

«Пора Баратынскому занять на русском Парнасе место, давно ему принадлежавшее», - писал Пушкин.

Этим и объясняется появление в его рукописях изображения поэта, так высоко им ценимого.

Во время болдинской осени (1830 год) Пушкин завершает «Евгения Онегина», над которым трудился семь лет, четыре месяца, семнадцать дней.

Может быть, тема завершённого многолетнего труда вызвала по ассоциации в памяти Пушкина воспоминание о переводе «Илиады», исполненном Гнедичем, и обещание рецензии, сделанное Пушкиным в «Литературной газете» в самом начале 1830 года.

Пушкина тревожило чувство долга: невыполненное обещание читателям и переводчику. Заниматься, однако, изучением перевода Гнедича, когда в голове созревали «маленькие трагедии», было невозможно.

Прошло около месяца. Пушкин пишет «Каменного гостя». Неожиданно драма перебивается на листе бумаги лирическими стихами. Стихи обрываются на полуслове, чтобы снова уступить место диалогу «Каменного гостя». И рядом рисунок дуэль на штагах.

Ниже нарисована голова Гнедича – тяжёлая, круглая(рис.73).

Небрежный рисунок Пушкина метко схватил шарообразную форму головы, выпяченную нижнюю губу, редкие кучерявые волосы над выпуклым лбом.

Появление образа Гнедича в рукописи «Каменного гостя» говорит о том, что мысль о нём не оставляет Пушкина.

Встречаем мы в черновиках поэта и портреты крупнейших немецких

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»