Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


немецких филологов братьев Якоба и Вильгельма Гримм, которые известны широкому читателю главным образом своими сказками (рис.74). Это знаменитое собрание немецких народных сказок, изданных братьями Гримм в 1812 году, переведено на языки многих стран. Ин читал книгу во французском переводе. Издание это, 1830 года, сохранились в личной библиотеке поэта.

Рисунок сделан среди черновых текстов, датируемых летом 1833 года – того самого года, когда осенью в Болдине Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке».

Из сборника немецких народных сказок братьев Гримм заимствовал он эпизод о «римской папе», который поэт разработал в черновике, но в окончательный текст не ввёл94.

Этим и объясняется появление портретов немецких сказочников в рукописях Пушкина.

В середине 1831 года Пушкин знакомится с Н.В. Гоголем. Пора наибольшей близости между писателями приходится на 1833-1834 годы. К этому времени (конец 1833 года) относится рисунок Н.В. Гоголя, сделанный Пушкиным на чистой странице, лишённой текста. Особенно значителен этот рисунок и художественными качествами и иконографической важностью. «Пушкинские портретные приёмы последних лет жизни здесь выразились вполне закончено. Уверенный штрих, очень послушный руке, передаёт столь же глубоко общий склад модели, как и прихотливость подробностей. Карандаш почти не отрывается от бумаги, он легко нащупывает нужные контуры, сразу прочерчивает их и идёт дальше. Выразительность этого остроносого, худого лица, с тонкими поджатыми губами, огромна. Она подстать большому профессиональному рисунку. Больше, чем где-либо, здесь проявляет себя поздняя манера Пушкина. Она ищет типичности, а не искажения: она серьёзна, а не смешлива. Вместо карикатурного преувеличения, в ней есть лаконизм сведённых воедино основных черт»95.

Облик Гоголя в начале тридцатых годов значительно отличался от того каким мы его представляем по известным портретам, сделанным десятилетие позже, по которым закрепились в нашем сознании черты Гоголя: усы и длинные свисающие на уши волосы. В тридцатых годах, как явствует из гоголевских портретов этой поры, усов он не носил, прическа у него была короткая, на глазах очки: таким нарисовал его в 1835 году Каратыгин. Пушкинский портрет очень близок к каратыгинскому; основная разница – в том, что у Каратыгина прическа взбита хохолком, у Пушкина она едва замечена, но каратыгинский Гоголь – светский, парадный, а пушкинская зарисовка – домашняя, интимная.

Среди портретных набросков Пушкина есть портрет, который следует старым канонам изображения. Это портрет Байрона (рис.75), с ним в этом может сравниться только один большой портрет Вольтера. «В обоих случаях Пушкин не только интерпретировал на свой лад, сколько заимствовал у готовых образцов байроновской и вольтеровской иконографии. В портрете Вольтера все же это менее сказалось, чем здесь. Там Пушкин хотел дать скорее каноническую схему лица, чем перерисовку, - здесь он имел в виду передать определенный портрет Байрона. Об этом говорит дробность деталей, несвободная растушевка, неоднократное возвращение пера уже на пути пройденные чернилами места, многочисленные исправления и т.п.»96

И в самом деле, можно назвать в группе байроновских изображений тот оригинал, которому следовал Пушкин: это – известный портрет работы Sanders´а, один из наиболее распространенных в гравюрных воспроизведениях начала XIX века.

Во времена жизни и творчества Пушкина политическая жизнь в стране бурно развивалась. Мимо этого Пушкин не мог пройти ни как поэт, ни как художник. Пушкин много рисовал людей, сыгравших большую роль в истории не только России, но и всей Европы. Все потрясения, испытываемые Пушкиным, отражаются в его рисунках. И это прежде всего декабрьское восстание и подготовка к нему. При рассмотрении политической графики Пушкина, нарушив хронологию, сначала обратимся, на наш взгляд, к главному событию того времени к декабрьскому восстанию. Рассмотрение графики, посвященной декабристам будет вестись в несколько ином плане, чем мы это делали раньше. Мы будем рассматривать не отдельные профили, а целые ряды профилей, помещенных на одном листе, так как они находятся в тесной взаимосвязи.

Сначала обратимся к материалу наиболее близкому событиям декабря. Это рисунки на полях первых строф пятой главы «Евгения Онегина». Есть пометка Пушкина, что пятая глава «Евгения Онегина» начата 4 января 1826 года. Строфы V – X сделаны без каких-либо задержек и отрывов от строф I – IV, т.е. того же 4 января, или в один – два ближайших к нему дня. О петербургском восстании Пушкин узнал в Михайловском около 20 декабря 1825 года; между этой датой и 4-5-6 января, когда были сделаны портретные наброски декабристов, прошло только две недели; еще только велись аресты, далеко не все были произведены, возможность дойти слухам о судьбе восставших до Пушкина сидевшего в деревенской глуши была крайне мала. На первом листе профилей (рис.60) обращает на себя внимание средний большой профиль с извилистой линией лба, горбатого носа и выпяченного подбородка – это пушкинская интерпретация профиля Мирабо. Ниже профиль, о котором мы уже писали – Вольтер. Таким образом, перед нами изображения связанные в пушкинском представлении с революцией. К ним нужно присоединить еще и третье. Оно сделано над профилем Мирабо. Это - голова человека в прическе конца XVIII века, в высоком воротнике, подпирающим подбородок. С одной стороны, в его чертах мы узнаем самого Пушкина, с другой стороны – набросок «робеспьеризован». Этот робеспьеризованный автопортрет, входящий в революционную троицу XVIII века, - Вольтер, Мирабо, Робеспьер, - носит особый характер, так как в лице Пушкина- Робеспьера образуется переход к русским мятежникам. Этот рисунок свидетельствует, что Пушкин примерял к себе роль в событиях более значительных, чем только вольнодумного писателя, чьи сочинения находили у всех участников декабрьских событий. Останавливают на себе внимание два его изображения. Одно возглавляет всю колонку профилей. Оно сделано было первым, вверху листа. Это изображение мы встречаем еще дважды. Оно стоит опять-таки на первом месте в группе портретов на следующем листе (рис.76), оно же нарисовано на отдельном с «эскизами разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года», - справа, у края, вторым сверху (рис.77). Пушкинисты спорят о том, кто здесь изображен. А.М. Эфрос этот профиль отождествляет с Пестелем.97 Т.Г. Цявловская пишет, что это декабрист, но кто именно не известно, т.к. «… найденный в рисунке Пушкина бесспорный портрет Пестеля отменяет это определение».98 Рисунок найденный Цявловской и приведенные ей доказательства отождествления действительно убеждают нас, что это изображение Пестеля.99 Но и профили выполненные в «Евгение Онегине» в начале пятой главы и в «эскизах разных лиц…», на наш взгляд, похожи на профиль найденный Цявловской, только имеют более схематичный вид. Пестель – первый был в мыслях у Пушкина, когда, работал над черновым началом пятой главы «Евгения Онегина»; поэт задумался над трагическими событиями. Оба листа зарисовок в рукописях свидетельствуют об осведомленности, которая предполагает если не формальное участие в декабрьском движении, то настолько большую близость во взглядах, что разница почти стирается.

Пушкин ничего не мог знать о судьбе, постигшей Пестеля. Пестель находился на юге, арест его был произведен в Линдах, как раз в день петербургского мятежа, 14 декабря 1825 года; в Петербург он был посажен в Петропавловскую крепость 3 января 1826 года, т.е. за один-два дня до того, как в Михайловском был дважды зарисован во главе декабристских серий. Чтобы в это время он мог дважды появится на листах рукописи, Пушкин должен был ясно отдавать себе отчет в том, какую роль играет Пестель в этих событиях. Видимо, кишиневские беседы 1821 года с Пестелем, бывшем уже насколько лет одной из главных фигур движения, дали Пушкину много больше, чем о том говорит скупая помета о «разговоре метафизическом, политическом и нравственном и п.р.». И этого было достаточно, чтобы, когда дошли вести о крахе восстания, Пушкин в набросках поставил Пестеля во главе декабристов.

Что уже в это время Пушкин знал не только о существовании двух ветвей движения Северного и Южного общества, но и том, кто является вождем каждого из них, свидетельствует другой портрет, нанесенный на лист (рис.60).

Он сделан возле профиля Мирабо, у самого обреза страницы. Он изображает человека с некрасивым, но выразительным лицом, с нависшим клочком волос, с носом «ручкой» и чуть выпеченной нижней губой. Он как и пестелевский профиль, еще раз повторен на соседнем листе, - последним в ряде справа внизу, у внутреннего края страницы. Мы встретим его и третий раз, среди «эскизов разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года.», опять-таки рядом с Пестелем, - под его профилем у правого обреза листа. Это портрет К.Ф. Рылеева. На первом листе, на правом поле тетради, находится три профиля – это, вероятно, декабристы, но кто именно пока неизвестно.

При изучении пушкинских зарисовок Рылеева в черновиках «Евгения Онегина», сделанных в первых числах января 1826 г., А.М. Эфрос приходит к выводу «ежели еще до всякого «обнародования заговора», при первых же известиях о петербургской неудаче Пушкин рисует Пестеля, Рылеева и ряд их сообщников может иметь только один смысл: он знал о предстоящем выступлении, знал кто и что с ним связаны, и более того; у него были если не обязательства, то основания присоединиться к заговорщикам. Слова Пушкина Николаю при московском свидании: «был бы с ними» - имеют более точный смысл, нежели в той интонации случайности , в какой их все воспринимают»100.

Подтверждением этому служат и зарисовки второго листа в «Евгении Онегине» (рис.76)

Между двумя набросками в «Евгение Онегине» находится страница, заполненная одним лишь стихотворным текстом, без рисунков. Это – VII – VIII строфы пятой главы «Евгения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»