Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Александр Сергеевич Пушкин

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


книг о рисунках поэта А.М. Эфрос: «черты смертничества даны в ней так подчеркнуто, что явно внутреннее самоистязание, с каким Пушкин их отыскал, пережил и передал. Сила и мучительность изображения достигает почти уровня зарисовок казней, которые есть у классических мастеров искусства; в одном отношении рисунок Пушкина даже ярче: в нем нет профессионального объективизма, полуравнодушия, которые свойственны анатому Леонардо или Эпику Калло; своей устрашающей экспрессивностью Пушкин в этом листе подходит к Гойе. Это возбужденная сосредоточенность внимания на одной фигуре казненного заставляет предполагать, что мысли о виселице, применительно к самому себе («… Когда не буду я повешен…»; «… Если буду я повешен…»), получили в этом рисунке наибольшую автобиографичность; это, так сказать, графическая пометка в дневнике»106.

Последнее, третье изображение казни сделано во время дальнейшей работы над первой песней поэмы и является развитием первого рядя набросков; оно варьирует количество изображений и деталей, в виде доски на груди казненного, формы смертнических балахонов, расположение фигур по перспективе.

Декабрьское восстание и поражение его – это одно из главных событий пушкинской эпохи, которое произвело на Пушкина сильное впечатление, что и нашло отражение в его графики. Но были и события, которые так же не оставили поэта равнодушным. Это греческое национально-освободительное восстание, убийство немецкого писателя Коцебу, который был секретным агентом русского правительства в Германии и другие события, которые происходили за рубежом не задолго до восстания на Сенатской площади.

В Кишиневе, где Пушкин жил в ссылке с 21 сентября 1820 г. (по июнь 1823 г.), шла подготовка к греческому национально-освободительному восстанию против поработившей Грецию Турции. Действие развернулось 23 февраля 1821 г. за Прутом. В Яссах выступил с воззванием к греческому народу глава «Этерии» (тайная революционная организация греческих патриотов) Александр Ипсиланти. Пушкин общался с ним, когда он жил в Кишиневе.

Увлеченный освободительной борьбой греческого народа Пушкин писал стихи, в которых звучит горячее сочувствие правому делу, вел записи хроники событий, делал шаги, чтобы принять участие в этом движении.

Война! Подняты наконец,

Шумят знамена бранной чести!

Увижу кровь, увижу праздник мести;

Засвищет вкруг меня губительный свинец (I, 235).

В эти ближайшие месяцы Пушкин много размышляет над произошедшими событиями и ролью А. Ипсиланти в них; на это указывает и черновик рукописи (апреля 1821 г.), где находится профиль Ипсиланти (рис. 83).

Месяцем (двумя) позднее мы встречаем в рукописи (май – июнь 1821 г.) ряд набросков портретов, среди них голова Александра Ипсиланти, но уже в фаз (рис.84). Данное изображение вождя греческого восстания связано с зенитом пушкинского увлечения им. В мае 1821 г. черновик письма к В.Л. Давыдову, среди обширного описания восстания и действий Ипсиланти содержит характеристику героя: «Первый шаг Ипсиланти прекрасен и блистателен! Он щастливо начал. – 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! Отныне и мертвый, или победитель, он принадлежит истории – завидная учесть…»107.

На этой же странице внизу легко узнаются еще ряд профилей, тем более некоторые из них подписаны Пушкиным, это Марат, Занд и Лувель. Появление этих рисунков объяснить очень легко. Именно в этом году произошло событие, всколыхнувшее всю передовую молодежь Германии и России. Немецкий студент Карл Занд заколол 11 (23) марта 1819 г. в Мангейме известного немецкого писателя Коцебу, о котором знали, что он был секретным агентом русского правительства в Германии.

Пушкин во всеуслышание восторгался самоотверженным поступком юноши («гимн Занду на устах, в руке портрет Лувеля» - писал о Пушкине его приятель Родзянко108).

Еще 1819 г. распространились гравюрные портреты Карла Занда – юноши с длинными кудрями.

И позднее, уже в ссылке, после казни Карла Занда (он был обезглавлен 8/20 мая 1820 года) Пушкин прославляет героя в поэзии. В 1821 г., предположительно в марте, Пушкин написал стихотворение «Кинжал»:

О юный праведник, избранник роковой,

О Занд, твой век угас на плахе;

Но добродетели святой

Остался глаз в казенном прахе

В твоей Германии ты вечной тенью стал,

Грозя бедой преступной силе –

И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал (I, 238-239).

В скоре после создания того стихотворения Пушкин запечатлевает черты Занда в рисунке. На листе рабочей тетради с портретом вождя греческого восстания 1821 г. Александра Ипсиланти, с портретом Марата (вождя якобинцев), французского рабочего Лувеля, заколовшего в Париже 1 (13) февраля 1820 года сына наследника французского престола Георга Беррийского изображен и Занд. (Пушкин сам подписал под рисунками фамилии Марата и Занда) (рис.84).

Профиль Марата в головном фуляре с торчащими в верх концами сделан дважды и дался Пушкину не сразу; он поставил подпись «Marat» под правым наиболее сходным портретом, над головой его и выше несколько раз прорисован треугольный нож гильотины; профиль Занда, юноши с детским лицом и длинными мягкими волосами, воспроизведенный на память по известным гравюрам того времени. Третье изображение мужской полуфигуры, в фаз, с заостренным лицом и торчащими на висках вверх волосами – представляет особый портрет – Лувеля.

Рисунки к текстам, находящимся на странице, отношений не имеют, они вызваны «боковым течением ассоциации». Рисунки находятся на странице с черновыми набросками разнохарактерного порядка. Возникновение рисунков связана с двумя текстами, имеющимися в середине страницы. Верхняя строчка начало письма на французском языке, затем план поэмы «Братьев разбойников», две стихотворные строки («одна черта руки моей, // И ты довольна, друг мой нежный») и план произведения об Олеге и Игоре («Олег – в Византию – Игорь и Ольга - поход»109).

Ход мысли поэта здесь определяется достаточно уверенно. Основы столь разнообразных набросков является несомненно план произведения об Олеге и Игоре (последняя запись на этом листе). Фигура женщины в рост – несомненно Ольга. По-видимому, сам замысел поэмы на исторический сюжет – о походе на Византию – возник в представлении Пушкина в прямой связи с событиями 1821 г., с ожиданием похода за освобождение Греции от турецкого ига. Отсюда в черновике 1821 г. изображение этеристов; от них же – прямой шаг к раздумьям о законности революционного насилия, о лицах, дерзнувших на него (Занд, Лувель), его пропагандирующих (Марат).

Мизанда, ни Лувеля, ни Марата Пушкин никогда не видел. Их облики ему знакомы по гравюрам, которые были распространены в его эпоху, но это скорее исключение в графике Пушкина, чем закономерность. Чаще Пушкин рисовал людей из своего окружения и не обязательно друзей, иногда просто знакомых.

На листе, ранней тетради (1819 г.), лишенной текста, среди нескольких набросков мы узнаем петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича. Его фигура изображена в рост, в фаз, генеральском мундире. Его можно узнать по крючковатому носу, раскосо поставленным глазам, вьющимся волосам и бакам; более того, можно предположить, что Пушкин здесь передал черты графа, как они были изображены на известном портрете Дау, в серии «героев Отечественной войны», и в тех или иных вариантах повторены в гравюрах и литографиях, например, Зейделя, 1820 г., или Гиппиуса, 1823 г.

В 1821 г. В рукописях Пушкина появляется небольшая серия рисунков посвященных французскому экс-офицеру г. Дегильи. Ее появление связано с отказом г. Дегильи от дуэли с Пушкиным и вмешавшему в это дело жену и кишиневские власти. Первым откликом Пушкина на это происшествие и стал рисунок – портрет взъерошенного и перепуганного мужчины – на листе среди нескольких портретов (рис.85). В этом испуганном человеке легко узнать физиономию Дегильи, которого знаем по давно расшифрованной картинке (о ней речь ниже).

Второй отклик был обращен непосредственно к Дегильи. Это письмо к Дегильи, текст которого сохранился в дословной передаче М.С. Алексеева, кишиневского приятеля Пушкина, точно запомнившего или переписавшего текст пушкинского послания.

«К сведению г на Дегильи, бывшего французского офицера.

Недостаточно быть трусом, нужно еще быть им откровенно.

Накануне какой-то жалкой дуэли на саблях не пишут на глазах жены слезных посланий и завещания; не сочиняют нелепейших сказок для городских властей, что бы избежать царапины; не компрометируют дважды своего секунданта, ни генерала, который удостаивает принимать всякую дрянь у себя в доме.

Все то, что случилось, я предвидел заранее и жалею, что не побился об заклад.

Теперь все кончено, но берегитесь.

Примите уверение в чувствах, какие вы заслуживаете.

Пушкин.

6 июня 1821 г.

Заметьте еще, что впредь, в случае надобности, я сумею осуществить свои права русского дворянина, раз вы ничего не смыслите в законах дуэли»110. Письмо это, написанное на французском языке, является ответом Пушкина на устранение Дегильи от дуэли.

Наконец, целый лист тетради занят известной карикатурой. Это, пожалуй, единственный сохранившийся образец пушкинского рисунка, имевшего публичное назначение и связанного с определенным происшествием (рис.86). На рисунке изображена комната, в которой в одной рубашке стоит тощий мужчина; лицо перепуганное, волосы дыбом; пальцы растопырены в растерянности.

Под чертой, отделяющей карикатуру от текста, как это делалось в гравюрах, нанесен текст: «Ma femme!… maculotte…et mon de uel donc!… ah ma foi, qu’lelle s’em tire comme elle voudra puisque c’est elle

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»